В целях борьбы со спекуляцией посредством скупки накладных ввиду сложения железными дорогами ответственности за срочность перевозок и в целях освобождения дорог от ложащихся тяжелым бременем на народную казну исков, вызванных утерями грузов под воздействием непреодолимой силы, как-то: военными действиями, стихийной демобилизацией и т. п., Совет Народных Комиссаров постановил:
I. Право на получение от железных дорог какого бы то ни было вознаграждения в связи с перевозкой грузов (в том числе и нулевого багажа), выданных станциями или утерянных дорогами до вступления в силу настоящего декрета, — уничтожается. Претензии, вытекающие из означенных перевозок, как предъявленные уже к железным дорогам (в рекламационном порядке), но еще не удовлетворенные, так и могущие быть предъявленными, — удовлетворению не подлежат; предъявленные к железным дорогам по тем же основаниям судебные иски, находящиеся в производстве как судебных установлений, так и третейских судов, — прекращаются навсегда.
II. Постановление, изложенное в ст. I, не распространяется на следующие случаи:
1) если по данной претензии вступило уже в законную силу судебное решение и
2) если претензия касается: а) возврата признанных самою дорогою в рекламационном порядке переборов, б) уплаты взысканных наложенных платежей или возврата излишне взысканных сумм наложенного платежа, в) возврата перевырученных с сумм за проданные с торгов грузы, г) уплаты сумм, полученных за реквизированные грузы, и д) вознаграждения за порчу или недостачу домашних вещей.
П р и м е ч а н и е 1. Во всех случаях, перечисленных в п. 2 настоящей статьи, соответствующие суммы уплачиваются без начисления каких бы то ни было процентов.
П р и м е ч а н и е 2. Указанные в п. 2 настоящей статьи переборы (а) и вознаграждение за домашние вещи (д) также не подлежат уплате, если соответствующая претензия основана на праве требования, приобретенном от другого лица по переуступке.
III. Сложить со счетов все числящиеся по день издания декрета за служащими на железных дорогах, без ограничения размера, начеты, возникшие из дел по недоборам и по неправильному применению тарифа и правил перевозки, если только по этим делам не установлена наличность злой воли ответственных лиц; равным образом, сложить со счетов все без ограничения размеров числящиеся за всеми же служащими суммы по выправкам служб сборов по однородным, вышеупомянутым в сей статье делам, касающимся перевозок, совершенных до того же дня.
IV. Претензия и иски, вытекающие из перевозки по железным дорогам пассажирского багажа, действию сего декрета не подлежат.
Все же остальные претензии и иски по перевозке грузов, если последние возникнут по основаниям, имевшим место после издания сего декрета, подлежат разрешению в порядке действующих узаконений и правил.
V. Настоящий декрет распространяется на перевозки во всех сообщениях, в том числе на смешанные железнодорожно-водные и международные, в частях, касающихся русских железных дорог.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964.
Проект декрета был внесен Народным комиссариатом путей сообщения;
Народным комиссариатом юстиции была предложена иная редакция проекта.
На заседании СНК 19 августа декрет был утвержден в редакции Народного комиссариата юстиции.