ДЕКРЕТ О КОНСУЛАХ
1. В странах, с которыми Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и ее граждане состоят в деловых сношениях, учреждаются консульства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Страны и местности, где состоят постоянные консульства и консулы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, определяются Народным комиссариатом иностранных дел.
От Народного комиссариата иностранных дел зависит объединить в одном лице консульское и общедипломатнческое представительство, поручая консулам той или иной страны одновременно и
общедипломатическое представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или наоборот.
2. В странах и местностях, в которых нет самостоятельных консульств или консулов, Рабоче-Крестьянское правительство права и обязанности консулов поручает кому-либо из местных граждан данной страны, изъявивших на то свое согласие.
3. На обязанности консульств и консулов лежат:
а) защита экономических и правовых интересов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
б) исключительное представительство всех народных комиссариатов и прочих органов Рабоче-Крестьянского правительства, за исключением лишь политических задач Народных комиссариатов
иностранных дел, военного и морского, осуществление коих поручается дипломатическому представительству Республики;
в) защита экономических, правовых и социальных интересов отдельных граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или их объединений (организаций).
П р и м е ч а н и е . Трактатами могут быть возложены на консульства и консулов той или иной страны еще и особые поручения, как-то: судебные функции и т. п.
4. Представительство органов Рабоче-Крестьянского правительства консульства и консулы осуществляют путем:
а) организации и ведения торговых, промышленных, финансовых и социальных сношений между данною страной и Российской Советской Республикой;
б) объединения всех специальных миссий и сношений отдельных ведомств Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с данной страной, за исключением лишь дипломатических и военно-морских агентов;
в) осведомления дипломатического представительства Рабоче-Крестьянского правительства об экономической и социальной жизни как Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики, так и прочих стран.
5. Защиту экономических, правовых и социальных интересов отдельных граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или их объединений консульства и консулы
осуществляют путем:
а) исправления ими обязанностей по ведомству Народного комиссариата юстиции, как-то: функции народного нотариуса, включая и ведение актов состояния, принятие на себя организации третейского суда и т. п., во всех случаях обращения к ним о том граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
б) исправления обязанностей отделов социального обеспечения относительно опеки, попечительства и социального обеспечения (пенсии и т. д.);
в) исправления обязанностей бирж труда и местного комиссара труда по отношению не только к рабочим-гражданам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики за границею, но и к рабочим-иностранцам, ищущим работы или уже работающим в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;
г) исправления обязанностей, возлагаемых на них по отношению к защите российских моряков как на судах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, так и на судах, принадлежащих иным странам или их гражданам;
д) исполнения функций других ведомств Рабоче-Крестьянского правительства, возлагаемых на них особыми инструкциями.
6. Консульства состоят из генерального консула или консула, его заместителя или вице-консула и консультантов-специалистов по вопросам хозяйства, труда, техники, права и т. д. При консульствах состоит канцелярия.
П р и м е ч а н и е . Особые финансовые и торговые агенты, назначаемые с одобрения Народного комиссариата иностранных дел, получают свои указания от Народного комиссариата финансов или Народного комиссариата торговли и промышленности, но все меры принимают с согласия и ведома генерального консульства или консулов.
7. Генеральные консулы и консулы назначаются Народным комиссариатом по иностранным делам.
8. Генеральный консул назначает, с одобрения Народного комиссариата по иностранным делам, вице-консулов, а в местах, где нет постоянных консулов, привлекает к содействию местных граждан. От него же зависит определение состава вспомогательных сил консульства и утверждение необходимых местных консультантов и специалистов в пределах сметы.
9. Дипломатический представитель Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет право, кроме возражений при назначении личного состава генерального консульства и консульства, требовать во всякое время объяснения от генерального консульства и консулов, делать им обязательные указания, приостанавливать впредь до разрешения Народным комиссариатом иностранных дел отдельные действия и распоряжения генерального консула, а равно и временно устранять то или иное
лицо из личного состава консульства.
10. Штаты генерального и местных консульств определяются в сметном порядке с утверждения Народного комиссариата иностранных дел.
11. Инструкции о функциях генеральных и местных консульств, а равно о сборах за их услуги частным лицам (ст. 6) издаются Народным комиссариатом иностранных дел.
12. Устав о консулах (т. XI Свода Законов) отменяется.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В . И . Ульянов (Ленин).
Заместитель народного комиссара иностранных дел
Л . Карахан.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Д . Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л . Фотиева.
Москва, Кремль.
18 октября 1918 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964
Декрет был утвержден на заседании СНК 18 октября.