Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении смет народных комиссариитов и прочих центральных учреждений и росписи общегосударственных доходов и расходов РСФСР на январь-июнь 1919 года 2 НОЯБРЯ.

ПРАВИЛА О СОСТАВЛЕНИИ, РАССМОТРЕНИИ, УТВЕРЖДЕНИ И И ИСПОЛНЕНИИ СМЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТОВ И ПРОЧИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РОСПИСИ ОБЩЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ЯНВАРЬ — ИЮНЬ 1919 ГОДА

А. О б щ и е п о л о ж е н и я

1. Ближайший сметный период, на который должны быть составлены финансовые сметы народных комиссариатов и прочих центральных учреждений и роспись общегосударственных доходов и расходов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, начинается с 1 января 1919 г. и оканчивается 30 июня того же года.
2. Сметы и роспись на январь — июнь 1919 года должны содержать в себе исчисления всех в течение этого периода ожидаемых к поступлению в Народное (Государственное) казначейство доходов и предстоящих из него расходов без распределения их на обыкновенные и чрезвычайные.
3. Все сборы и доходы по всем, без исключения, ведомствам, не отнесенные особыми постановлениями к специальным или местным средствам и не представляющие собою временно оказавшихся в распоряжении ведомств сумм, составляющих принадлежность частных лиц и учреждений и подлежащих возврату, составляют принадлежность Народного (Государственного) казначейства и ни в каком случае не могут храниться ни на руках у должностных лиц, ни в учреждениях, ни в депозитах или на текущих счетах учреждений, а в полной сумме должны немедленно передаваться в кассы Народного (Государственного) казначейства для зачисления в общегосударственные доходы.
4. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных расходов кредиты могут быть вносимы в общегосударственные сметы и роспись не иначе, как только в виде пособий или ссуд из Народного (Государственного) казначейства местным Советам, и притом только по предварительном разрешении этих ссуд Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров.

Б. П о р я д о к с о с т а в л е н и я с м е т

5. Сметы доходов и расходов составляются центральными народными комиссариатами каждым по принадлежности, причем материалом для составления этих смет служат сметы и другие данные, представляемые центральным комиссариатам от подлежащих губернских, окружных и областных (в областях, обнимающих собою несколько губерний) учреждений.
6. Сметы доходов и расходов составляются по классификации, по которой сметные назначения группируются по отделам, главам, параграфам, статьям и литерам.
7. В случае необходимости внесения в сметы и роспись вновь появившихся доходов, для которых в классификации смет и росписи не имеется особых параграфов или статей, народные комиссариаты, ведающие соответствующими отраслями экономической жизни, дополняют и изменяют доходную классификацию соответственно новым условиям по соглашению с Народными комиссариатами финансов и государственного контроля. В том же порядке может быть допускаемо изменение и расходной классификации.
8. В расходных сметах вновь возникших учреждений, а равно и в прежних сметах, подвергшихся коренной переработке, допускается отступление от общей номенклатуры смет с тем, чтобы все таки расходы делились на параграфы, статьи и литеры, соответственно предмету расхода, и, в интересах бюджетной статистики,
распределялись, по возможности, на отделы и главы общей классификации.
9. Сметы составляются по формам смет второго полугодия 1918 года с допущением, однако, в случае надобности изменений указанных в ст. 7 настоящих правил. При этом после графы смет, в которой приводится наименование доходов или расходов, должны следовать графы сметных назначений: 1) на январь — июнь 1919года, 2) на январь — июнь 1918 года, 3) на июль — декабрь 1918 года и 4) графа, в которой показывается разница (более ~ , менее —) сметных назначений на январь — июнь 1919 года против сметных назначений: а) на первое полугодие 1918 года и б) на второе полугодие 1918 года.
10. Оправдания исчислений в графе «Основания назначений» излагаются кратко, но так, чтобы была полная возможность проверки правильности внесения в сметы и исчисления сумм. В случае невозможности по размерам приводимых в оправдание кредитов объяснений или исчислений поместить эти объяснения и исчисления в графе «Основания назначений» они излагаются в объяснительной записке к смете или в приложениях к ней со ссылкой в упомянутой графе на эту записку или соответствующее приложение.
11. К сметам должны быть приложены объяснительные записки, в которых в отношении доходов приводятся объяснения о способе их исчисления, если эти объяснения не могут быть приведены в «Основаниях назначений», а в отношении расходов излагаются мотивы, оправдывающие законность и целесообразность ассигнований и подтверждающие в случаях, указанных в предыдущей статье, размеры ассигнований надлежащими сведениями и данными.
12. Кредиты на расходы по эксплуатации, а также по усилению и улучшению железных дорог показываются в особых параграфах по роду назначения кредита и по каждой дороге в отдельности.
13. Расходы на новые сооружения, требующие ассигнований кредита свыше 1 миллиона рублей, за исключением работ ремонтных, а также по усилению и улучшению железных дорог, могут быть вносимы в сметы не иначе, как по предварительному соглашению ведомств с Комитетом государственных сооружений. Это соглашение не связывает, однако, поверяющие сметы ведомства в их праве подвергать означенные расходы рассмотрению и высказывать по ним те или иные заключения и возражения в сметных совещаниях (ст. ст. 16 и 18).
14. На производство могущих возникнуть в течение действия смет на январь — июнь 1919 года совершенно неотложных сверхсметных расходов, которые невозможно было предвидеть при составлении смет, вносится в роспись особый кредит под наименованием: «на производство неотложных сверхсметных расходов», исчисляемый в размере не свыше 10% сметных назначений.
Для удовлетворения непредвиденных нужд национализованных предприятий, в том числе и национализованных железных дорог, вносится в роспись отдельный от указанного кредита фонд, исчисляемый особо по каждому предприятию.
15. Проекты смет доходов и расходов на январь — июнь 1919 года по Народным комиссариатам путей сообщения и по военным делам и по Высшему совету народного хозяйства должны быть изготовлены
не позже 10 декабря, а по всем прочим ведомствам — не позже 1 декабря 1918 года.

В. П о р я д о к р а с с м о т р е н и я и у т в е р ж д е н и я с м е т

16. Проекты смет по мере их изготовления поступают на предварительное рассмотрение в особых при каждом ведомстве совещаниях с участием представителей от Народных комиссариатовфинансов, государственного контроля и Высшего совета народногохозяйства, причем проекты смет должны быть доставлены участникам совещания не позже как за три дня до рассмотрения смет в совещании.
17. Указанные в предыдущей статье совещания начинают свои занятия с 1 декабря 1918 г.
18. Рассмотренные в предварительных совещаниях (ст. 16) сметы, равно как и возникшие по ним разногласия, немедленно передаются на окончательное рассмотрение особого междуведомственного совещания при Народном комиссариате финансов с участием представителей Народных комиссариатов финансов и государственного контроля и Высшего совета народного хозяйства, а также и учреждений, составляющих сметы.
19. Указанное в предыдущей статье особое совещание начинает свои занятия с 5 декабря 1918 г.
20. По окончательном рассмотрении смет в особом совещании (ст. 18) сметы подлежащими ведомствами представляются в Совет Народных Комиссаров и одновременно сообщаются Народным комиссариатам финансов и государственного контроля. Народный комиссариат государственного контроля не позже недели по получении сметы сообщает окончательное заключение свое по каждой смете Совету Народных Комиссаров.
21. Рассмотрение смет в Совете Народных Комиссаров происходит при непременном участии народных комиссаров заинтересованного ведомства, финансов и государственного контроля или их заместителей, а также представителя Высшего совета народного хозяйства.
22. По одобрении сметы Советом Народных Комиссаров она посылается подлежащим ведомством в количестве не менее двух экземпляров, — если смета рукописная, и не менее 75 экземпляров, если она печатная, — в Народный комиссариат финансов по Департаменту государственного казначейства и по два экземпляра в На ­ родный комиссариат государственного контроля и в Высший совет народного хозяйства.

П р и м е ч а н и е . Если ввиду недостатка времени печатание приложений к сметам окажется затруднительным, то сметы могут печататься без приложений, с тем чтобы последние в рукописном виде были сообщены в подлежащие учреждения в одном экземпляре.

23. Все одобренные Советом Народных Комиссаров сметы сводятся народным комиссаром финансов в роспись общегосударственных доходов и расходов, которая сопровождается объяснительною запискою народного комиссара финансов и через Совет Народных Комиссаров представляется Центральному Исполнительному Комитету, а также сообщается народному комиссару государственного контроля.

Г. П о р я д о к и с п о л н е н и я с м е т

24. Назначенные по одобренным Советом Народных Комиссаров расходным сметам кредиты разассигновываются по кассам посредством кассовых расписаний, изготовляемых составляющими
сметы учреждениями, на все полугодие январь — июнь 1919 года без деления по месяцам. Кассовые расписания о доходах составляются указанными учреждениями и рассылаются по кассам в случаях, если учреждения признают это необходимым.
25. В расходных кассовых расписаниях в точности соблюдается номенклатура параграфов, статей и литер одобренных Советом Народных Комиссаров смет, а в цифровом отношении эти расписания в общей их сложности должны равняться в точности суммам кредитов, назначенных по утвержденным сметам.
26. Кассовые расписания доставляются учреждениями в Департамент государственного казначейства в двух экземплярах в недельный срок по одобрении каждой сметы Советом Народных Комиссаров. Для соблюдения этого требования и для своевременного, бе задержки, открытия кредитов по кассам учреждения приступают к составлению расписаний заблаговременно, на основании заключений сметных совещаний, не ожидая одобрения смет Советом Народных Комиссаров.
27. Ведомствам предоставляется впредь до одобрения Советом Народных Комиссаров смет и росписи на январь — июнь 1919 года сообщать Департаменту государственного казначейства временные кассовые расходные расписания на срок не свыше одного месяца.
В основание для исчисления кредитов по этим расписаниям принимаются: или назначения по сметам на второе полугодие 1918 года или же исчисления кредитов по сметам на первое полугодие 1919 года, если только эти сметы к моменту составления временных расписаний уже будут рассмотрены в предварительных и в особом междуведомственном совещаниях (ст. ст. 16 и 18), при этом общий итог ассигнований на каждый месяц по расписаниям не должен превышать в первом случае 1/6 ассигнований по соответствующей смете на июль — декабрь 1918 года, а во втором случае — установленных по смете на январь — июнь 1919 года сумм. При составлении окончательных годовых расписаний (ст. 24) открытые по временным расписаниям кредиты показываются в расписаниях на январь — июнь 1919 года в дополнительной графе, рядом с окончательными полугодовыми назначениями для зачета временных ассигнований в счет этих окончательных назначений.
28. Вместе с частными расписаниями должно быть доставлено в Департамент государственного казначейства общее сводное расходное расписание, заключающее в себе назначения кредитов на
январь — июнь 1919 года.
29. Вторые экземпляры исправленных и разосланных по кассам расходных расписаний доставляются Департаментом государственного казначейства в Народный комиссариат государственного контроля в течение трех недель по утверждении росписи.
30. Департамент государственного казначейства обязывается по поверке расходных расписаний отослать их в местные свои кассовые учреждения не позже, как через неделю по получении их от ведомств.
31. Расходование кредитов на заказы за границею без предварительного разрешения Совета Народных Комиссаров не допускается.
32. Открытые по сметам и расписаниям кредиты расходуются исключительно на предметы своего назначения. Никакое учреждение или должностное лицо не имеет права своею властью изменять
назначения кредитов или относить на них какие-либо новые расходы, не имевшиеся в виду при утверждении сметы, за изъятиями, указанными ниже.
33. Государственным, национализованным и секвестрованным фабрикам и заводам разрешается передвижение кредитов внутри отпущенных им смет с представлением отчетности на основаниях
устанавливаемых 1 Народным комиссариатом государственного контроля правил и за личной ответственностью руководителей, причем передвижения для увеличения окладов содержания занятых в предприятиях лиц не допускаются.
34. Передвижение кредитов в пределах параграфа производится распоряжением подлежащего народного комиссара с соблюдением указанных в ст. 33 условий.
35. Передвижение кредитов из параграфа в параграф может быть произведено народными комиссариатами лишь с согласия Совета Народных Комиссаров.
36. Разрешенные указанным в ст. 35 порядком передвижения кредитов приводятся по кассам в исполнение распоряжениями Департамента государственного казначейства.
37. В особую обязанность всех учреждений вменяется относиться с исключительною осторожностью и бережливостью к расходованию народных средств и не допускать перерасходов, разрешенных сметами назначений.
38. Никакой новый расход, не предусмотренный сметами, не может быть произведен без испрошения на то сверхсметного кредита через Совет Народных Комиссаров.
39. Ассигнование сверхсметных кредитов по постановлению Совета Народных Комиссаров (ст. 38) совершается посредством назначения разрешенных сумм в те сметные подразделения, к которым разрешенные расходы принадлежат согласно сметной классификации. Если разрешается новый расход, не подходящий по предмету назначения ни к одному из сметных подразделений росписи, то он показывается в смете особым параграфом.
40. Действие расходных смет на первое полугодие 1919 года продолжается по 30 июня 1919 г. включительно, с льготным сроком в один месяц для всех без исключения ведомств и учреждений как
центральных, так и местных.
41. 31 июля 1919 г. закрываются все кредиты в размере не израсходованных по каждой кассе остатков за исключениями, указанными ниже. Употребление остатков кредитов на какие-либо потребности учреждений не допускается.
42. Строительные кредиты остаются открытыми до 31 декабря 1919 г. включительно при условии, чтобы это было указано в расходных расписаниях.
43. Для удовлетворения кредиторов казны причитающимися им деньгами доставляются распорядителями кредитов (центральными и местными) кредиторские списки с точными указаниями в них наименования кредиторов, сметных подразделений, за счет которых деньги подлежат выдаче, предметов расходов и размера причитающейся каждому кредитору суммы.
Эти списки доставляются распорядителями кредитов: центральными учреждениями — Департаменту государственного
казначейства и Государственному контролю, а местными распорядителями — местным учреждениям этого Департамента и Контроля до окончания льготного срока, т. е. до 31 июля
1919 года.
44. Действие продолженных по кредиторским спискам кредитов продолжается до 31 декабря 1919 г. включительно.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В . Ульянов (Ленин).
Народный комиссар финансов Н. Крестинский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич

Москва, Кремль.
2 ноября 1918 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964



Проект правил, внесенный Народным комиссариатом финансов, был утвержден на заседании СНК 2 ноября.
См. также.