В Австро-Венгрии победила революция. На развалинах старого государства Габсбургов создан целый ряд независимых государств. Среди них независимая Чешская республика. В ней идет борьба рабочих и крестьян за землю, волю и фабрики. До этого времени вы, сражаясь против Советской России, верили, что служили делу освобождения Чехии от австро-германского ига. Клеветники английского и французского капитала заявляли вам, что русская революция — помощник австро-германского империализма, что она хочет выдать вас в руки австро-германских палачей. Вам говорили, что, сражаясь против русской революции, вы способствуете освобождению вашего народа. Это все была клевета. Русская революция сама сделалась жертвой империализма, подобно вашему народу, она никогда не намеревалась выдавать вас вашим палачам, она никогда не поддерживала австро-германского империализма. Но, что бы ни говорили о русской революции, ваш народ теперь свободен и ваше место — в рядах народа в Праге и Остраве, где теперь решается вопрос, кто должен господствовать в Чешской независимой республике: рабочие и крестьяне или капиталисты и помещики? Считая дальнейшую кровопролитную борьбу между чешскими и русскими солдатами преступлением, преступлением перед русским и чешским народами, народный комиссар по иностранным делам обратился к чешскому правительству в Праге с нотой (уже приводившейся в печати)(1).
С тем же самым предложением мы обращаемся и к вам. На всех участках фронта избирайте и посылайте своих представителей для переговоров с нашим командованием о вашем возвращении на родину. Мы обязываемся перед лицом мира пропустить вас через русскую территорию. Делом вашего -правительства будет условиться с Польшей или Украиной о пропуске вас через эти территории. Еще старое австрийское правительство объявило амнистию за все политические преступления, в число которых входит и дезертирство. Вашему возвращению на родину нет никаких препятствий.
Если вас русские контрреволюционеры, французские, английские, американские банкиры и чешские капиталисты пытаются удержать среди банд, сражающихся с Красной Армией, то они это делают,
как враги русского, как враги чешского, как враги международного рабочего класса и бедноты. Они хотят, чтобы вы остались в России, дабы вы не могли принять участия в устройстве вашей жизни в чехословацком государстве, дабы вы не могли бороться в Чехии за право трудящегося народа против капиталистов. Вас
уверяли представители англо-французского правительства, что они дадут вам возможность выехать через Сибирь в Западную Европу, но вы можете убедиться, что они ничуть не заботились о вас. Проезд
через Сибирь для вас свободен, но англо-французские капиталисты заставляют вас погибать на Волге, Урале и Сибири, не выпуская вас из России. Если вас хотят задержать в России русские контрреволюционеры, то само собой понятно, что они это делают для того, чтобы задавить вашими силами русских рабочих и крестьян, ибо других сил у них нет. И мы спрашиваем вас, чешские солдаты, хотите ли быть палачами русских трудовых масс в тот момент, когда над нашей страной всходит заря свободы?
Мы даем вам возможность вернуться в ваше отечество, мы вам даем возможность вернуться на родную землю. Тех из вас, кто против нашего предложения, мы будем рассматривать как бездомных авантюристов, наймитов мирового капитала, которых надо уничтожить во имя международного пролетариата. Так и знайте:
свободный проезд тем, кто хочет вернуться на родину, и борьба без пощады с теми, кто остается на русской территории, как сознательный враг русского народа. Переходящих к нам мы будем рассматривать как братьев, как товарищей по общей борьбе за социализм, за власть рабочих, крестьян во всем мире.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964
Обращение было принято на заседании ВЦИК 4 ноября.
1 В «Правде»: со следующим предложением ; далее приводится текст ноты Народного комиссариата иностранных дел Временному чехословацкому правительству 31 октября 1918 г. (см. также «Документы внешней политики С С С Р » , том I , 1957, стр. 547—548).