ПОЛОЖЕНИЕ
О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1) С введением на железных дорогах военного положения все силы их и средства направляются в первую очередь на выполнение военных заданий, для чего приказами Революционного военного совета Республики назначаются чрезвычайные военные комиссары на железных дорогах каждого фронта, причем все железнодорожные служащие считаются призванными на военную службу, но остаются при исполнении своих обязанностей, подчиняясь в общем порядке службы чрезвычайным военным комиссарам.
2) Чрезвычайному военному комиссару вверяется высшая административная власть в полосе отчуждения подведомственных ему дорог, и в этой полосе ему подчиняются:
а) все служащие и организации этих дорог;
б) все служащие и организации службы военных сообщений;
в) все части войск, назначенные для внешней и внутренней охраны железных дорог;
г) все, без исключения, организации, работающие, и лица, проживающие 1 и случайно находящиеся в полосе отчуждения и в поездах;
д) все войсковые части, управления и учреждения, перевозимые по данным железным дорогам.
При этом техническое и служебное подчинение всех без исключения служащих и взаимоотношения органов управления не нарушаются.
Примечание. Привлекать для надобностей охраны или установления на железной дороге порядка войска, следующие по железной дороге по боевым заданиям, без предварительного согласия начальника, в распоряжение коего они следуют, — воспрещается.
3) Чрезвычайные военные комиссары железных дорог имеют право издавать особые приказы в пределах полосы железнодорожного отчуждения: а) для обеспечения общественного спокойствия и порядка; б) по созданию условий, содействующих наибольшей продуктивности работ железных дорог (по перевозкам, ремонту, нагрузке и выгрузке и проч.); в) по привлечению в экстренных случаях при посредстве местных Совдепов к трудовой повинности окрестного населения (в полосе не более 5-ти верст по обе стороны отчуждения и в возрасте от 18-ти до 45-ти лет); и г) по возложению на окрестных жителей (в пределах по 25-ти верст по обе стороны отчуждения) круговой поруки за целость железнодорожных путей, сооружений и телеграфа.
Приказы эти обязательны для всех безразлично, как частных, так и должностных граждан Республики (не исключая военнослужащих), проезжающих, живущих или временно находящихся в полосе отчуждения.
4) За нарушение изданных приказов чрезвычайный военный комиссар может: а) налагать своею властью штрафы до 50 000 руб. или подвергать аресту до 5-ти месяцев, б) отстранять в случаях, не терпящих отлагательств, виновных должностных лиц от должности \ в) предавать за особо тяжкие проступки и преступления суду соответствующих революционных трибуналов с ответственностью по законам военного времени.
Примечание 1. С введением военного положения на железных дорогах фронта в состав соответствующего фронтового революционного трибунала входит представитель от железных дорог, назначаемый соглашением военно-революционных комитетов этих дорог.
Примечание 2. При отстранении служащих от должности чрезвычайный военный комиссар должен уведомить заблаговременно соответствующих начальников для принятия мер по замещению должностей.
5) Распоряжения и приказы чрезвычайных военных комиссаров ни в коем случае не должны нарушать основные правила технической эксплуатации, а равно существующий технический аппарат управления железными дорогами, и сообразоваться с общими правилами регулировки движения и всех для сего необходимых средств,
осуществляемых соответствующими органами Комиссариата путей сообщения.
6) Чрезвычайные военные комиссары подчиняются Революционному военному совету Республики в лице члена его — народного комиссара путей сообщения.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
За председателя Революционного военного совета Республики и народного комиссара по военным
и морским делам Склянский.
Народный комиссар путей сообщения Невский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
28 ноября 1918 г.