Декрет о продовольственных железных дорогах 2 АПРЕЛЯ.

ДЕКРЕТ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ 2 апреля 1918 г. Москва

Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Признать необходимым постройку железных дорог, могущих способствовать улучшению продовольственного дела.

2) Постройка продовольственных железных дорог, как призванных удовлетворять самые насущные нужды государства, должна производиться самым экстренным порядком.

3) Для определения линий, нуждающихся в срочной постройке, в интересах продовольственного дела и для общего наблюдения за ходом построек, учредить при Комиссариате по продовольствию «Совет по проведению продовольственных железных дорог»в составе:

1 представителя от Комиссариата по продовольствию,

3 представителей от Комиссариата путей сообщения (в том числе 1 представителя от Центростроя),

1 представителя от Высшего совета народного хозяйства,

1 представителя от Северного областного продовольственного комитета,

1 представителя от Московского областного продовольственного комитета,

1 представителя от Московского городского продовольственного комитета.

4) Признать необходимым для построек продовольственных железных дорог использовать железнодорожное имущество, как ширококолейное, так и узкоколейное, имеющееся у отдельных ведомств, на частном рынке, а также демобилизованное имущество, которое может быть уступлено Военным ведомством.

5) Средства на производство построек продовольственных железных дорог должны быть ассигнованы из кредита, имеющего быть отпущенным по «Чрезвычайной смете Комиссариата путей сообщения на первую половину 1918 года».

6) В первую очередь признать необходимым срочную постройку железнодорожных линий в хлебном районе Западной Сибири с выходом на Омскую железную дорогу и к водным путям, а для предварительных работ и заготовки материалов ассигновать кредит 10 000 000 руб. с зачислением означенной суммы в счет кредита, имеющего быть отпущенным по «Чрезвычайной смете Комиссариата путей сообщения на первую половину 1918 года».

7) Отпускаемые, согласно п. 6, 10 000 000 руб. ассигнуются ввиду срочности работ Совету по постройке продовольственных железных дорог, все же дальнейшие ассигновки должны выдаваться, согласно порядку, имеющему быть установленным для отпуска кредитов по «Чрезвычайной смете Комиссариата путей сообщения на первую половину 1918 года».

8) Начатые Московским городским продовольственным комитетом работы по изысканию линии в районе, указанном в п. 6, в целях непрерывности и срочности выполнений должны продолжаться, а затем, по образовании Совета по постройке продовольственных железных дорог, вбе дела, кредиты, материалы и технический персонал должны быть переданы Московским городским продовольственным комитетом Совету по постройке продовольственных железных дорог.

9) В дальнейшем ведение построек продовольственных железных дорог, все материалы, технический персонал и денежные средства Совет по постройке продовольственных железных дорог передает Комиссариату путей сообщения, причем срок передачи устанавливается по соглашению между Советом по постройке продовольственных железных дорог и Комиссариатом путей сообщения, но во всяком случае не позднее недели после утверждения «Чрезвычайной сметы Комиссариата путей сообщения на первую половину 1918 года».

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Влад. Бонч-Бруевич С

Секретарь Совета

Н. Горбунов.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


На заседании СНК 23 марта обсуждался вопрос о постройке узкоколейных железных дорог для обеспечения Москвы хлебом; было решено создать Особую комиссию с правами СНК, в составе В. И. Ленина, представителей Народных комиссариатов финансов, продовольствия, путей сообщения и государственного контроля. На заседании комиссии 24 марта было постановлено передать вопрос в новую комиссию из представителей Народных комиссариатов продовольствия, путей сообщения, государственного контроля, а также Высшего военного совета и Совета по постройке при Московском городском продовольственном комитете, с тем чтобы через 3—4 дня доложить о ее работе. 30 марта СНК утвердил декрет о продовольственных железных дорогах. На заседании Президиума ВЦИК 6 апреля декрет был принят к сведению.