Декрет СНК об обязанностях Центральной коллегии о пленных и беженцах по отношению к беженцам, подлежащим реэвакуации 28 ЯНВАРЯ.

ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

В развитие и дополнение декретов от 27 апреля 1918 г. «об учреждении Центральной коллегии о пленных и беженцах» и от 27 июля 1918 г. «об уравнении беженцев, остающихся в Российском гражданстве, в отношении подведомственности, с остальными гражданами Российской республики» и других подлежащих узаконений установить, что общая забота о всемерном упорядочении дела реэвакуации беженцев, а вместе с тем помощь в деле обеспечения материальных и духовных их нужд в порядке мер государственного попечения возлагается, помимо соответствующих государственных органов, упомянутых в декрете от 27 июля 1918 г. в пределах подведомственности им беженцев, наравне с остальными гражданами Российской республики, также и на Центральную коллегию о пленных и беженцах на следующих основаниях:

  1. На Центральную коллегию о пленных и беженцах возлагается исключительное ведение делами беженцев со времени их реэвакуации, т. е. с того момента, когда беженцы с временного места их жительства с разрешения Центральной коллегии или ее местных органов тронулись в путь для водворения в место постоянной оседлости, причем все виды помощи беженцам в течение этого пути, а также устройство питательных и врачебно-санитарных пунктов, выдача беднейшим беженцам необходимой для них одежды лежит на обязанности Центральной коллегии и ее местных органов.

Вместе с тем во внимание к тем бедствиям и лишениям, которые ныне испытывает беженская беднота, — беженцы с момента их реэвакуации, едущие не одиночным порядком, обслуживаются Центральной коллегией в отношении продовольственного пайка рационом, по возможности равняющимся пайку тыловых и резервных частей Красной Армии, как это определено согласно декрету Совета Народных Комиссаров, распубликованному в № 276/540 «Известий Центрального Исполнительного Комитета» от 17 декабря 1918 г., для вернувшихся из плена.

Примечание 1. Под упоминаемыми в настоящем декрете беженцами разумеются лица, оставившие угрожаемые неприятелем или им уже занятые местности, либо выселенные распоряжением военных или гражданских властей из района военных действий, а также выходцы из бывших во враждебных отношениях с Россией государств.

Примечание 2. Настоящий декрет имеет применение лишь к зарегистрированным беженцам.

  1. В случае перерыва в движении беженцев в места постоянной оседлости по тем или иным причинам и пребывания их на месте остановки в течение продолжительного времени деятельность Центральной коллегии в отношении помощи беженцам, не прекращаясь, продолжает выражаться в заботах о возможно успешном выполнении мероприятий по обеспечению нужд беженцев в виде содействия по всем касающимся их вопросам в соответствующих органах управления, во всех ведомствах, учреждениях и у подлежащих должностных лиц, а в случае таковой же продолжительной остановки беженцев на пограничных пунктах, где соответствующих 1 ведомственных органов не имеется, на Центральную коллегию всецело возлагается вся совскупность материальной и трудовой помощи беженцам, включительно до устройства больниц, бараков, приютов, школ и т. п. То же право предоставляется Центральной коллегии и в том случае, если представительство ее перед ведомствами за нужды и интересы беженцев в других местах их продолжительной остановки во время пути окажется безрезультатным.
  2. В отношении тех беженцев, которые, не получив еще возможности тронуться в путь, остаются на местах временного водворения, на Центральную коллегию, в видах неуклонного проведения в жизнь декрета от 27 июля 1918 г. об уравнении беженцев с остальными гражданами Российской республики, возлагается регистрация беженцев, содействие скорейшей их реэвакуации, облегчение сношений их с их домашними, оставшимися на родине, наведение в отношении последних соответствующих справок, юридическая помощь в виде советов по всем вопросам, касающимся интересов и нужд беженцев, ознакомление их путем раздачи газет, брошюр и вообще советской литературы с международными событиями, причинами задержки беженцев и условиями их реэвакуации, представительство перед соответствующими органами власти по всем вопросам, касающимся беженцев, наблюдение за осуществлением и целесообразностью относящихся к ним мероприятий и т. п., а в случае отказа в таковых или их безуспешности — самостоятельное проведение в жизнь мер, служащих целям оказания беженцам всех видов материальной и духовной помощи.
  3. Для осуществления указанных выше задач расходы по обеспечению нужд беженцев должны быть отнесены на средства Государственного казначейства, причем соответствующие кредиты испрашиваются Центральной коллегией.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. Фотиева.

Москва, Кремль.

28 января 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


Проект декрета, внесенный Центральной коллегией о пленных и беженцах, был утвержден на заседании СНК 28 января.