В декабре 1900 года за границей вышел первый номер газеты «Искра». Под заголовком газеты было напечатано: «Из искры возгорится пламя!» И ведь возгорелось! Прошло много лет с тех пор, но так ли отличается сегодняшняя жизнь от жизни тех времен, от жизни народа в царской России? Что же печатали в «Искре», что волновало рабочих в начале ХХ века?
«Из Иваново-Вознесенска сообщают о целом ряде мелких фабричных протестов, которые показывают, что обострение нужды, вызванное кризисом, и ведущаяся местными социал-демократами агитация не проходят бесследно.
После пасхи 12 рабочих на ткацкой фабрике Зубкова, уволенных за неспокойный нрав, потребовали и добились от фабрики уплаты за две недели, как это требуется законом. Как водится, фабричный инспектор не только не поддержал законное требование рабочих, но и пытался запугать их окриками и бранью. Только настойчивость рабочих, грозивших жалобой на самого инспектора, побудила этого «сохранителя закона» исполнить свой долг.
На фабрике А. И. Гарелина 4 июня все рабочие отправились к фабричному инспектору и предъявили ему требование об удалении надоевшего им табельщика. Требование было предъявлено настолько энергично, что фабричный инспектор посоветовал управляющему его удовлетворить, что и было в конце концов исполнено.
На чугунолитейном заводе Калашникова (200 человек) сокращение расценков привело к уменьшению заработков вдвое. 15 мая натянутое положение между литейщиками и администрацией завода приняло самый острый характер. Получив месячный расчёт, литейщики в количестве 70 человек заявили о своём нежелании заключать договор на условиях, предлагаемых администрацией завода, и потребовали возвращения к старым условиям — полугодовому найму (вместо месячного) и зимним расценкам. Заводоуправление отказало в требовании литейщиков, угрожая заместить их рабочими из других городов. Литейщики дружно отказались от возобновления найма и отправились к фабричному инспектору просить о посредничестве. Фабричный инспектор отказался от всякого вмешательства в это дело, так как-де хозяин имеет право изменять принятую систему найма и расценки.
Заводоуправление стало вербовать рабочих в Шуе и Москве. Из Москвы выписано было десять рабочих, от которых при найме скрыли, что зовут на места стачечников. Обещан им был хороший заработок: 75—80 рублей и больше в месяц. Но когда москвичи прибыли в Иваново-Вознесенск и увидали, на какую роль их приглашают, они заявили иваново-вознесенцам, что привезены обманом, и если бы знали о стачке, то не приехали бы. «С этого времени между ивановцами и москвичами установилась полная солидарность, и вскоре же москвичи отправились к фабричному инспектору с жалобой на завод. И хозяева, боясь осложнений, тут же отправили одного из беспокойных литейщиков обратно в Москву».
В Шуе нанятые было литейщики, как только узнали о стачке, отказались ехать. Тогда Калашниковский завод сдал часть своих неотложных заказов заводу анонимного общества в Шуе, администрация которого состоит в родстве с администрацией завода Калашникова. Рабочие завода Калашникова обратились к Иваново-Вознесенскому комитету Соц.-Дем. партии с просьбой о воздействии на шуйских рабочих. Комитетом были выпущены прокламации к рабочим завода анонимного общества. Прокламации вызвали забастовку, и рабочие потребовали, чтобы от Калашникова заказы не принимались. Администрация обещала удовлетворить это требование, приглашая не прерывать работы и ожидать приезда хозяина. По приезде последнего рабочие получили «угощение» водкой, а те из них, которые не работали до приезда хозяина, получили расчёт либо штраф.
Стачка на Калашниковском заводе продолжалась полторы недели и кончилась частичной уступкой ‑ повышением расценков до зимней нормы. Москвичи отправились домой».[i]
«Так это давно было!» ‑ скажете вы. Да, давно… но почему, читая эти строки, так близко и знакомо нам то, что писали рабочие в 1901году? Разве сегодня у рабочих России, Казахстана, Грузии и других бывших братских республик СССР, не те же самые проблемы, разве не эксплуатирует правящий класс капиталистов сегодняшний пролетариат и трудящихся, не душит и не грабит?
Современные капиталисты вновь мечтают о ненормированном рабочем дне, как и во времена царской России, когда рабочие трудились на фабриках и заводах по 12-14 часов. Вот и М. Прохоров (да и не он один!) заговорил о том, что хорошо-бы ввести 12-ти часовой рабочий день! Но и это не предел, это только присказка, не сказка, сказка будет ВПЕРЕДИ!
Ведь капиталист расценивает как воровство, если его станки простаивают хотя бы минуту. К примеру, в Московской губернии, на 55ти фабриках рабочий день был 12 часов, на 48 ‑ от 12-13ч, на 34 ‑ от 13 до 14 ч, на 9 ‑ от 14 до 15 ч, на 2 ‑ 15,5 ч и на 3 ‑ 18 ч. Однако, даже при таком рабочем дне рабочих принуждали работать сверхурочно, ночью, сменами, потому что капиталисту невыгодно нанимать больше рабочих, а выгоднее держать армию безработных перед воротами и разве сегодня в РФ не так же? Почему? Да потому, что в этом случае будет снижаться безработица, придется приобретать дополнительное оборудование и т.д., рабочим будет легче отстаивать свои права, требовать повышения зарплаты, уменьшения рабочего дня. А так, как и в наше время, хозяин мог задержать зарплату, оштрафовать, заплатить меньше и т.д. На требования рабочего выплатить причитающуюся ему сумму звучал до боли знакомый сегодняшнему рабочему ответ: «Не нравится, пшёл вон! За воротами полно желающих на твоё место!» Капиталисту не нужны сытые, здоровые, сильные и свободные рабочие, а нужны слабые, забитые и голодные. Именно для этого создаётся и растёт искусственная безработица, чтобы рабочие и трудящиеся были более сговорчивыми, покладистыми и соглашались на самые зверские и кабальные условия, которые им предлагает капиталист. Те же сокращения расценок, ухудшение условий труда и жизни, старое оборудование на производствах и травмы, связанные с этим, всё как в дореволюционной монархической России! Почему так происходит? Да потому, что рабочий класс и трудящиеся так же бесправны и безвластны, потому что находятся в рабстве у капиталистов, потому что при современном капиталистическом строе РФ, как и во времена царской власти в России, представляет из себя «рабочих скотов» для хозяина-предпринимателя. Получается, что старые и «новые цари» ничем не отличаются друг от друга, а равно как и их лизоблюды!
Значит, и до революции, и в наше время зарплата рабочих не соответствовала и не соответствует затраченному ими труду на производство товара, и капиталист безгранично увеличивал рабочее время ради своей прибыли! Ведь он ни за что и не перед чем не остановится ради прибыли, т.к. стоит ему остановиться, он перестанет быть капиталистом. ПРИБЫЛЬ! Вот что движет им, именно ради неё он готов пойти на любые преступления, вступить в сговор с кем угодно! Итак, то, что хочет и к чему стремится капиталист, мы выяснили. Совпадают ли интересы рабочего класса и трудящихся с интересами класса капиталистов? НЕТ, у них разные классовые интересы! Что делать рабочему классу и трудящимся в таком случае? Только одно – БОРОТЬСЯ! Но, как мы знаем, борьба одного рабочего, трудящегося против хозяина или кучки хозяев, борьба за улучшение условий труда на отдельно взятом производстве обречена на поражение! Профсоюзная борьба также является борьбой против отдельных капиталистов, как тогда, так и сегодня. «Экономисты» в начале ХХ века считали, что политическая борьба – дело либеральной буржуазии, что же касается рабочих, то с них достаточно и экономической борьбы с хозяевами. Например, добились рабочие повышения уровня зарплаты на 20-30%, пересмотра СИЗ, сокращение рабочего времени с 12 часов до 11. Что дальше? А дальше капиталист через некоторое время найдёт способ и средства вернуть то, чего лишился, причём в несколько раз больше. И снова рабочим придётся бороться, как говорится в русской поговорке: «Висело мочало начинай сначала!» Именно к такой однобокой борьбе призывают сегодняшние «левые» оппортунистические партии, называющие себя коммунистическими, но на деле не являющиеся таковыми. К ним относятся КПРФ, РПР, РОТФРОНТ, РКРП и др. Оппортунисты сводят классовую борьбу к борьбе за реформы, за отдельные «улучшения» существующего порядка или же совершенно отказываются от классовой борьбы против буржуазии и тем самым переходят на сторону власти. Именно для этого и создаётся множество буржуазных партиек в РФ, особенно перед очередными выборами, которые власть использует для того, чтобы сбить с толку избирателей, запутать их среди множества кандидатов, да еще и с одинаковыми именами и фамилиями накануне этих выборов!
Поэтому В.И. Ленин громил «экономистов» с первых дней их появления. В этой обстановке исключительно большое значение приобрела борьба ленинской «Искры» против «экономизма» и «экономистов», являвшихся главным тормозом рабочего и социал-демократического движения в России, за идейное и организационное сплочение революционных марксистских элементов российской социал-демократии, за создание партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, свободной от кружковщины и фракционности, партии ‑ политического руководителя рабочего класса, организатора и вождя революционной борьбы против самодержавия и капитализма. Выдающуюся роль в борьбе за марксистскую рабочую партию сыграла вышедшая в марте 1902 года книга В. И. Ленина «Что делать?».
Исходя из того, что преимущество всегда остается за политической борьбой мы и подошли к главному:
«Никакая экономическая борьба не может принести рабочим прочного улучшения, не может даже вестись в широких размерах, если рабочие не будут иметь право свободно устраивать собрания, союзы, иметь свои газеты, посылать своих представителей в народные собрания… А чтобы добиться этих прав, надо вести политическую борьбу.
Всякая экономическая борьба необходимо превращается в политическую, и социал-демократия должна неразрывно связать и ту и другую в единую классовую борьбу пролетариата. Первой и главной целью такой борьбы должно быть завоевание политических прав, завоевание политической свободы».[ii]
Товарищи! Помощи нам ждать неоткуда и не от кого, на «помощь» рабочему классу и трудящимся приходят только враги. Освобождения мы можем добиться только своею рукой! Но без коммунистической партии, авангарда рабочего класса и трудящихся, без коммунистической идеологии экономическая борьба за улучшение условий труда рабочих принесет временный успех, и в конечном счете классовая борьба, а на деле это и есть политическая борьба, вновь будет проиграна, так и не успев начаться! Победа рабочего класса вместе с трудящимися России и бывших союзных республик может быть только в союзе политической и экономической борьбы.
Вставай, поднимайся, рабочий народ!
И. Саблина, РОО «ВПЕРЁД»
[i] Из материалов «Искры» 1901 года.
[ii] Ленин В.И., Наша программа, ПСС, 5-е изд., т.4, с.184-186.