Инесса Арманд

Элизабет Пешё д’Эрбанвилль, ставшая широко известной как Инесса Арманд, родилась 26 апреля(в некоторых источниках пишут 8 мая)1874 года в Париже. Мать пятерых детей. В 1898 году вступила в московское «Общество улучшения участи женщин». В начале 1900-х годов сблизилась с московской группой эсеров и увлеклась революционной борьбой. По её словам, под влиянием Владимира Ильича Ленина: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильича «Развитие капитализма в России» становлюсь большевичкой», — писала она. Русская революционерка. Литературный псевдоним — Елена Блонина.

В начале 1906 года в Пушкино создается довольно крепкая социал-демократическая подпольная организация, ядром которой были рабочие местных текстильных фабрик, группа крестьян и небольшое количество интеллигентов. В Пушкино и на соседних фабриках работает несколько пропагандистских кружков. Одним из активных организаторов Пушкинской подпольной с.-д. организации и пропагандистом в кружках была Инеса.

Летом 1906 года она переносит свою деятельность в Москву. В это время она является ответственным пропагандистом Лефортовского (ныне Бауманского) района, ведет кружок партийного актива и рабочий кружок, проводит совещания по выработке программ и методов занятий в кружках. Среди рабочих она пользовалась большим доверием, умела заинтересовать их, разъяснить сложные вопросы теории и практические задачи партии самым неподготовленным рабочим.

В конце 1906 года слежка за Инесой настолько усиливается, что она вынуждена уйти из Лефортовского района. В начале 1907 года ее вторично арестовывают, но улик против нее не было найдено, и ее вскоре выпустили.

С новой энергией взялась Инеса за работу, на этот раз в железнодорожном комитете партии. «Я много работаю,— пишет она одному из своих близких 11 мая 1907 года,— так что подчас остаюсь совсем без ног; особенно много пришлось бегать на прошлой неделе (т. е. перед празднованием 1 мая.—Я. А.), до сих пор еще не могу вполне отдышаться».

В этот период Инеса уже находится на нелегальном положении и живет на нелегальной квартире. Не легко ей было расстаться с домом. Ведь у нее было пятеро детей, и младшему сыну едва минуло четыре года.

Инеса горячо любила своих детей, и только постоянные преследования заставляли ее жить в разлуке с ними.

Но Инеса никогда не забывала о воспитании детей. Она встречалась с ними, писала им письма. Авторитет матери в семье был непререкаем, а сама ее жизнь, бескорыстно отданная народу, служила примером и помогала ее детям встать на правильный жизненный путь. Четверо из них стали впоследствии коммунистами.

Летом 1907 года Инеса вместе со всем Железнодорожным райкомом партии была арестована.

В тюрьме она всегда сохраняла бодрость и помогала товарищам переносить тяготы тюремной жизни. Вот отрывок ее письма из тюрьмы в июле 1907 г. Всячески успокаивая своих близких, она пишет: «Живется мне здесь недурно. Говорят, что осенью и зимой наши камеры очень сырые, но теперь это незаметно, спим с открытыми окнами. Едим хорошо. У нас здесь коммуна, и мы все по очереди дежурим, т. е. сами готовим, стираем полотенца и т. д. Я один раз уже дежурила и, как ты понимаешь, очень волновалась за суп; он вышел довольно удачен; но только овощи были полусырые. Целый день очень занят, это лучше, так как он проходит скорее. Утром я читаю до 2-х; около трех у нас обед и чай, затем урок французского (Инеса давала уроки французского языка товарищам.— И. А.), затем мы гуляем полтора часа, затем ужин, после ужина еще два урока французского (последнее — конспирация)… А наше дело с Марусей ни с места. После допооса ротмистр заявил, что освободит меня через два-три дня, и вот все сижу. Ну, черт с ними!» На этот раз вырваться из лап царских жандармов ей не удалось, и в конце года ее отправили в ссылку в город Мезень, Архангельской губернии.

Обстановка в ссылке была тяжелая. Тягостны были не столько суровые условия жизни на севере под постоян¬ ным надзором полиции, сколько вынужденная бездеятельность и оторванность от семьи. Через год Инеса решает бежать из ссылки, и при содействии товарищей это ей удается. Некоторое время она скрывается в Москве.

Она была очень рада, что вернулась в Москву. Одному из своих товарищей в письме от 10 ноября 1908 года она пишет: «Итак, я выбралась из окраины и нахожусь, наконец, в центре, и с восторгом прислушиваюсь к шуму движущихся экипажей, к сутолоке толпы, смотрю на высокие многоэтажные дома, на трамваи, даже на извозчичьи клячи. Милый город, как я люблю тебя, как тесно связана с тобой всеми фибрами своего существа. Я твое дитя и нуждаюсь в твоей суете, в твоем шуме, в твоей суто¬ локе, как рыба нуждается в воде… Чувствую себя не¬ дурно, в общем очень радостно и возбужденно, хотя, несмотря на то, что нахожусь здесь уже около недели, никак не отдохну; но отхожу понемногу. Думаю остаться в России до лета, а там будет видно. Детей возьму с собой».

Долго пробыть в Москве Инесе не удалось. В начале 1909 года она вынуждена была уехать за границу.

В годы эмиграции Инеса упорно учится и ведет активную партийную работу. Пробыв около года в Брюсселе, она переезжает в 1910 году в Париж, где жил в это время В. И. Ленин и был большевистский заграничный центр. Очень много времени она посвящает учебе в Парижском университете, который и заканчивает по циклу общественных наук.

Серьезная теоретическая подготовка, высокая принципиальность и верность ленинским идеям выдвигают ее в ряды видных партийных деятелей.

На съезде заграничных организаций Инесу Арманд избирают членом Комитета заграничных организаций (КЗО). Как член президиума Парижской группы большевиков она ведет обширную переписку с другими заграничными организациями партии и, кроме того, по заданию В. И. Ленина завязывает совместно с Людмилой Сталь связи с французскими социалистами и ведет среди них пропаганду большевистских взглядов.

Летом 1911 года, когда в Лонжюмо, под Парижем, создается партийная школа, в которой учатся рабочие, присланные партийными организациями из России, Инесе поручается вести там курс политической экономии.

Н. К. Крупская в своих воспоминаниях пишет, что дом Инесы, поселившейся в Лонжюмо, стал центром, где жило несколько учеников, в том числе Серго Орджоникидзе и Семен Шварц, где была устроена общая столовая и где встречались ученики и преподаватели после занятий. Инеса не только вела учебный курс, но и помогала Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне во всей работе с приехавшими из России рабочими. Следует отметить, что Инеса, с виду очень сдержанная и даже ИННА АРМАНД несколько замкнутая, в действительности была весьма общительна, внимательна к людям и умела завоевывать доверие и любовь окружающих.

В Париже у нее на квартире было постоянно много народу. К ней приходили не только по партийным делам, но также за советом и дружеской помощью, а иногда просто отдохнуть, послушать хорошую музыку. К Инесе заходили и Владимир Ильич с Надеждой Константиновной, с которыми у нее в этот период установились тесные дружеские отношения. «Мы виделись каждый день,— вспоминает об этом периоде Надежда Константиновна,— Инеса стала близким нам человеком».

Наступил 1912 год, принесший с собой начало подъема революционного движения в России. После Пражской партийной конференции ряд членов партии был направлен Заграничным партийным центром на подпольную работу в Россию. В их числе в начале лета едет в Россию и Инеса. Она поехала в Петербург для работы по восстановлению нелегальной партийной организации, которая подверглась жестокому разгрому после майских массовых стачек, а также для подготовки избирательной кампании в IV Государственную думу. В Петербурге Инеса проработала всего несколько месяцев, так как в середине сентября была арестована. Но и за это время она вместе с группой других товарищей успела развернуть партийную работу, в .результате которой была создана довольно крепкая и большая подпольная организация, объединявшая несколько районов. Организованная при участии Инесы «Межрайонная комиссия» большевиков превратилась вскоре в Петербургский комитет партии, который вместе с выходившей тогда в Петербурге газетой «Правда» развернул работу по проведению избирательной кампании в Думу. Об этой работе Инесы А. Сольц в своей статье, посвященной ее памяти, в газете «Правда» в 1920 году писал: «Я попал в районы после нее, я нашел уже распаханное поле, и если мы могли во время этих выборов выдвигать своих уполномоченных и в организационном смысле занимать господствующее положение, то происходило это потому, что выборам предшествовала подготовительная работа, в которой Инеса принимала значительное участие».

Инна Арманд

СЛАВНЫЕ БОЛЬШЕВИЧКИ

Москва 1958

Книга «Славные большевички» посвящается светлой памяти замечательной плеяды женщин-революционерок — старейших деятелей коммунистического движения в нашей стороны.

К революционной борьбе их привела ненависть к миру насилия и эксплуатации, стремление найти путь к справедливому социальному строю.

Они вступили в революционную борьбу, когда лишь закладывались основы марксистской революционной партии в России, и под руководством великого Ленина активно участвовали в ее создании.

Всех их объединяли революционный героизм, беспредельная преданность народу, верность идеям коммунизма.

Самоотверженность этих выдающихся большевичек была безграничной. Ни тюрьмы, ни ссылки, ни долгие годы эмиграции вдали от Родины, в разлуке с близкими не могли сломить их воли к борьбе.

Одни из них погибли на боевом посту, едва увидев зарю новой жизни, другие стали крупными партийными и государственными деятелями, активными строителями коммунистического общества.

Жизненный путь этих славных дочерей нашей Родины является примером беззаветного служения народу.

Его нужно знать всем трудящимся и особенно нашему молодому поколению, строящему коммунистическое общество.

Книга состоит из отдельных биографических очерков, написанных товарищами, хорошо знавшими этих старейших коммунисток, работавшими вместе с ними, а в некоторых случаях — их близкими.

В сборник включен также очерк о Кларе Цеткин, которая долгое время жила в России, считала Советский Союз своей второй родиной и многое сделала для его развития.

Ни один из очерков не претендует на полноту. В каждом из них отражены лишь основные вехи жизни и деятельности этих замечательных революционерок.

В данный сборник вошли очерки лишь о немногих выдающихся большевичках. Женщин-революционерок, посвятивших свою жизнь, борьбе за счастье трудящихся, было множество, и память о них не померкнет в благодарных сердцах народа.

Сборник подготовлен Е. Д. Стасовой, Ц. С. Бобровской (Зеликсон) и А. М. Иткиной.