Декрет СНК об изменении статей 45 и 46 Положения о государственном подоходном налоге 30 мая.

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИЛ СТАТЕЙ 45 И 46 ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ

Совет Народных Комиссаров постановил:

Согласно ст. 45 Положения о государственном подоходном налоге по ходатайству плательщика, облагаемый доход которого не превышает четырех тысяч рублей и на попечении которого находится более двух, не имеющих самостоятельного дохода членов семейства, и притом или не достигших двадцати одного года, или не способных к труду вследствие болезни, удостоверенной свидетельством врача, или достигших шестидесятилетнего возраста,— оклад налога понижается на один разряд за каждого такого, сверх двух, члена семьи. При предоставлении льготы один и двое малолетних, не достигших возраста восьми лет, считаются за одного члена семейства, трое и четверо — за двух и т. д.

Затем в силу ст. 46 Положения во внимание к продолжительной болезни, а равно к другим особо несчастным случаям, относящимся до плательщика или до кого-либо из членов его семьи, не подлежащих самостоятельному обложению, участковое по подоходному налогу присутствие может по ходатайству плательщика понизить исчисленный с него оклад налога (независимо от понижения оклада по ст. 45), но не более чем на три разряда. Льгота эта может быть предоставлена только плательщику, доход которого не превышает шести тысяч рублей, и только при условии, если упомянутые несчастные случаи существенным образом понижают платежеспособность плательщика.

В связи с изданием декрета от 27 марта 1919 г., повысившего размер необлагаемого подоходным налогом минимума и принявшего новую систему в построении тарифной шкалы,— необходимо установить и новые основания для применения льгот по семейному положению, предусматриваемых статьями 45 и 46.

Прежде всего следует повысить предельные нормы дохода, дающие право на льготы, так как в настоящее время доходы в 4000 руб. и 6000 руб.— в зависимости от классов местностей — или вовсе не облагаются налогом, или же подлежат обложению в весьма незначительных размерах (от 1 до 2 процентов). Правильно было бы право на льготы предоставить плательщикам двух первых ступеней новой тарифной шкалы, то есть лицам, имеющим доходы, входящие во 2 и 3 разряды ведомости доходов, приложенной к декрету от 27 марта 1919 года. При таком разрешении вопроса право на пользование льготами получают плательщики: в 1-м классе местностей — с доходами от 6000 до 48 000 руб., во 2-м классе местностей — с доходами от 5000 до 40 000 руб., в 3-м классе местностей — с доходами от 4000 до 32 000 руб. и в 4-м классе местностей — с доходами от 3000 до 24 000 рублей. Несомненно, доход плательщиков указанных категорий является (или всецело, или же в значительной своей части) доходом трудового характера, а потому польгочение таких лиц путем предоставления им права на понижение окладов по семейному положению должно быть признано вполне справедливым.

Помимо повышения предельных норм дохода, при которых допускается применение льгот, необходимо также внести изменения и в самый способ уменьшения окладов, делаемого в целях польгочения плательщиков. До настоящего времени льготы предоставлялись путем понижения окладов налога на один или несколько разрядов. Такой порядок возможен был лишь при прежней тарифной шкале, когда налог исчислялся в твердых окладах, присвоенных тому или иному разряду доходов. С изданием же декрета 27 марта 1919 г. предоставление льгот путем поразрядного понижения окладов практически является невыполнимым, так как в новом тарифе нет твердых окладов, а налог подлежит исчислению по процентной системе, причем исчисление производится не по какому-либо одному, среднему для данного разряда доходов проценту, а процент меняется — в зависимости от величины дохода — в каждом отдельном случае.

С изданием декрета 27 марта льготы по семейному положению для плательщиков подоходного налога могли бы быть допускаемы только лишь путем понижения окладов в известном процентном отношении. Так возможно установить, что в случаях, предусматриваемых статьею 45 Положения о государственном подоходном налоге, оклад налога понижается (по сравнению с окладом, следуемым по тарифной шкале) на 10% на каждого, дающего право на льготу, члена семьи; в случаях же, означенных в ст. 46, понижение оклада производится в том или ином процентном отношении по усмотрению учреждения, ведающего исчислением налога, но с тем, чтобы понижение составляло не более 30% следуемого по шкале оклада. Ввиду приведенных соображений народный комиссар финансов полагал бы взамен правил, содержащихся в статьях 45 и 46 Положения о государственном подоходном налоге, постановить на 1919 год:

I. Если облагаемый подоходным налогом доход плательщика входит во второй или третий разряды ведомости доходов, приложенной к декрету 27 марта 1919 г., и если при этом на попечении такого плательщика находится более двух не имеющих самостоятельного дохода членов семейства, и притом или не достигших двадцати одного года, или не способных к труду вследствие болезни, удостоверенной свидетельством врача, или достигших шестидесятилетнего возраста,— то по ходатайству плательщика следуемый с него оклад налога понижается на десять процентов за каждого такого, сверх двух, члена семьи. При предоставлении льготы один и двое малолетних, не достигших возраста восьми 1 2 лет, считаются За одного члена семейства, трое и четверо — за двух и т. д.

II. Во внимание к болезни, а равно к другим особо несчастным случаям, относящимся до плательщика или до кого-либо из членов его семьи, не подлежащих самостоятельному обложению, участковое по подоходному налогу присутствие может по ходатайству плательщика понизить исчисленный с него оклад налога, но не более чем на тридцать процентов оклада. Льгота эта может быть предоставлена только плательщику, доход которого входит во второй или третий разряды ведомости доходов, приложенной к декрету 27 марта 1919 г., и только при условии, если упомянутые несчастные случаи существенным образом понижают платежеспособность плательщика. Означенная в настоящей статье льгота может быть предоставлена независимо от понижения оклада на основании предыдущей (I) статьи.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов

(Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета Л. Фотиева.

Москва, Кремль.

30 мая 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971


Декрет был принят на заседании Малого СНК 29 мая единогласно.