ВЕРА КЛЕМЕНТЬЕВНА СЛУЦКАЯ

Вера Клементьевна Слуцкая родилась 5 сентября 1874, местечко Мир, Новогрудского уезда Минской губернии — социал-демократка, большевичка, участница революционного движения в России.

ВЕРА СЛУЦКАЯ

В памяти народной сохранился незабвенный образ пламенной большевички Веры Слуцкой, героически погибшей на боевом посту в дни Великого Октября. С юных лет она посвятила себя борьбе за освобождение рабочего класса, и не раз царские жандармы томили ее в тюрьмах и ссылке. Все, кто знал Веру Слуцкую, помнят ее как человека кипучей, неиссякаемой энергии. Всегда бодрая, подтянутая, целеустремленная, она служила образцом для всех работавших с ней.

Мне пришлось работать с Верой Клементьевной в начале революции 1917 г. в Ваеилеостровском райкоме партии Петрограда. Вера Слуцкая с раннего детства жила со своими родителями в черте оседлости, в обстановке нужды, горя и унижений. Она родилась в 1880 году на окраине Минска в крохотном полуразрушенном домишке, который занимала их семья. Как только Вера подросла, родители, работая с утра до ночи, все хозяйственные заботы переложили на ее плечи. Годы нужды и тяжелого труда закалили характер Веры, но не озлобили ее, а, наоборот, развили в ней доброе, заботливое отношение к людям. Сохранившаяся переписка с родителями свидетельствует о ее нежной любви и трогательной заботе о них.

Получив первоначальное образование в женской прогимназии (4-классное училище), Вера не удовлетворилась полученными знаниями и, самостоятельно подготовившись, сдала экстерном экзамены за курс гимназии.

После этого она уехала в Киев, где в результате непродолжительной учебы получила профессию зубного врача.

1898 год застает Веру Клементьевну в Минске, где она участвует в революционных кружках, разъясняет рабочим необходимость создания партии рабочего класса.

27 июня 1898 года Вера Слуцкая вместе со своим братом была арестована в связи с провалом подпольных типографий в Минске, Белостоке, Бресте и Гродно. Из Минска ее переправили в Москву, где она содержалась в пересыльной тюрьме. Тюремное заключение, длившееся около 9 месяцев и закончившееся высылкой на родину под надзор полиции, подорвало и без того слабое здоровье Веры Клементьевны, но не ослабило ее воли к борьбе с самодержавием.

После освобождения из тюрьмы Вера Клементьевна активно участвует в организации стачечной борьбы минских рабочих. 3 мая 1901 года она вновь была арестована и привлечена к следствию по обвинению «в принадлежности к социал-демократическому сообществу». На этот раз ее сослали в местечко Мир Новогрудского уезда, где она прожила год.

Едва дождавшись окончания срока ссылки, В. Слуцкая вопреки запрету полицейских властей едет в Москву. Но она не успела даже установить связи с подпольными организациями, как вновь была арестована. Ее выслали в Минск. Стремясь избавиться от преследования полиции, Вера Клементьевна 15 октября 1902 года уезжает в Германию, а оттуда в Швейцарию.

Там она встречается с партийными товарищами, много читает, изучает марксистскую литературу, участвует в дискуссиях политических эмигрантов. Но все это не удовлетворяло Веру Клементьевну. Ее тянет на родину, к работе, к борьбе, и 11 декабря 1902 года она возвращается в Минск. Здесь за ней немедленно был установлен тайный надзор. Шпики следовали по пятам, и ей вновь пришлось уехать за границу.

Живя в Швейцарии, она пристально следит за разрастающимися революционными событиями в России, переписывается с товарищами, получая от них информацию о работе партийных организаций, с которыми она была связана.

Осенью 1904 года Вера Слуцкая снова на родной земле. Она ведет энергичную агитационную и пропагандистскую работу, но быть на свободе ей удалось недолго.

Полиция с первых дней ее возвращения установила секретное наблюдение за «опасной большевичкой» и спустя три с небольшим месяца арестовывает ее. Освобождение на этот раз пришло с началом революционных событий 1905 года. В бурные дни революции 1905 года она снова на боевом посту. Проводит в Минске массовки рабочих, выступает на митингах, ведет большую организационную работу.

Вера Слуцкая неоднократно выезжает за границу, участвует в конференциях, совещаниях социал-демократических организаций. В 1907 году принимает активное участие в работе Лондонского съезда партии. «Мне пришлось впервые встретиться с Верой на партийном съезде в Лондоне,— вспоминает К. Н. Самойлова,— на который она была делегирована от брянской соц. демократической организации. В течение целого месяца, пока продолжался съезд, я всегда поражалась той неутомимой энергией, которую проявляла Вера, проводя все свободное от заседаний время в беседе с товарищами, оживленно обсуждая с ними все вопросы, волновавшие съезд».

После Лондонского съезда Вера Слуцкая работает в Петербурге, где вместе с другими товарищами создает социал-демократические группы в союзе портных, работает в общегородском страховом центре и в Московском районе Петербурга. 15 ноября 1909 года она была вновь арестована и присуждена в административном порядке к высылке на три года в Архангельскую губернию. Но ей было разрешено ссылку заменить выездом за границу.

Три года Вера Клементьевна жила в Германии и Швейцарии. Здесь она не раз встречалась с В. И. Лениным.

Вера Клементьевна говорила о нем с чувством большой любви и уважения. В. И. Ленин хорошо знал о револю¬ ционной деятельности Слуцкой. Интересно отметить, что в ‘Письме в редакцию «Правды» от 8 сентября 1912 года он просит по 1 экземпляру «Правды» и «Невской звезды» посылать в Берлин в адрес В. Слуцкой.

В 1913 году В. К. Слуцкая возвращается в Петербург и немедленно включается в партийную работу. Член партии И. Шувалов вспоминает один интересныйэпизод, характеризующий партийную принципиальность Веры Слуцкой.

«В 1913 году мне довелось присутствовать на собра¬ нии рабочих-поэтов в буфете Народного дома графини Паниной. Там обсуждался вопрос об отношении рабочих поэтов к меньшевистской газете «Луч».

Обсуждение этого вопроса было вызвано тем, что отдельные рабочие-поэты, печатавшиеся в «Правде», пошли на приманку меньшевистской газеты, которая стала платить им по 25 коп. за строчку.

В ответ на требование председателя собрания объяс¬ нить свое поведение один из поэтов ответил: «Я поэт и, где хочу, там печатаюсь».

Тогда, стоявшая рядом со мной невысокого роста худенькая женщина, глядя в упор на выступившего, медленно и четко произнесла:

«За четвертак со строчки продаете свою совесть бур¬ жуазной содержанке? Где же ваше пролетарское достоинство?» Все оглянулись. Это была Вера Слуцкая».

В декабре 1913 года полиция вновь сажает Веру Слуцкую в тюрьму. Это был ее шестой арест. В. К. Слуцкой предъявляется обвинение в принадлежности к социал-демократической большевистской организации. Провокатор, пробравшийся на собрание, после которого она была арестована, доносил охранке: «Наиболее непримиримой во время дебатов… выказала себя, присутствовавшая на этом собрании, некая «Вера»…» В. Слуцкую выслали в Новгородскую губернию. Она поселилась в Любани.

Благодаря близости расстояния от столицы не раз она выбиралась в Питер, добывала там нелегальную литера¬ туру, поддерживала связи с партийной организацией.

К. Н. Самойлова, которая очутилась в ссылке вместе со Слуцкой, вспоминала: «Оторванная невольно от жизни, центра, Вера, как и прежде, продолжала жить интересами партийной жизни, уезжая время от времени тайком, контрабандой, от надзора полиции, с места своей ссылки в Питер, чтобы узнать, что делается в партии, как ведется партийная работа. Она продолжала чем могла поддерживать нашу организацию, загнанную тогда в подполье, посылая ей то денежные пожертвования, то какую-нибудь статью в рабочую печать».

По воспоминаниям П. Ф. Куделли, которая в 1914 году была арестована за участие в проведении женского дня и тоже сослана в Любань, Вера Клементьевна была вся порыв к действию, к борьбе. Очутившись в ссылке и обреченная на длительное бездействие, она тосковала. Но настроение резко менялось, стоило только получить ве¬ сточку из Питера.

Е. В. Осьминская вспоминает, как в 1916 году она, 17-летняя петербургская студентка, получила задание болыпевика-подполыцика Э. Э. Эссена отвезти на станцию Любань аптечку с медикаментами и передать ее по соответствующему адресу.

«На станцию Любань,— рассказывает Е. Осьмин¬ ская,— я приехала через 3—4 часа. Любань в то время была заштатным городишком. Огромные сугробы снега, у вокзала 3—4 извозчика и клячи, дома преимущественно одноэтажные, деревянные, вывески свидетельствовали, что здесь продаются крендели, а тут живет парикмахер Жан…

Найдя нужный адрес, я постучала, и когда дверь открыли, произнесла условную фразу: «Вы обещали поставить мне пломбу, если я принесу вам фарфор»».

В комнате, где Осьминская дожидалась, когда зубной врач освободится (Вера Клементьевна занималась зубоврачебной практикой), стоял шкаф с книгами русских, немецких, английских авторов. На стенах висели портреты Некрасова, Чернышевского, Белинского, Добролюбова.

Освободившись, хозяйка вышла к гостье, распечатала аптечку, вынула из нее записку, прочитала.

«Показавшаяся мне вначале очень суровой, сосредото¬ ченной, думающей о чем-то далеком,— говорит Осьминская,— Вера Клементьевна теперь смотрела на меня потеплевшим взором своих темных глаз.

«Спасибо, товарищ,— сказала она уже совсем ласково, обняла и крепко поцеловала,— скажите дяде Эде (Э. Э. Эссену), что мы ждем Вас с хорошими вестями еще раз».

«Спасибо, товарищ». Эта фраза поразила меня. Я по¬ няла, что выполнила какое-то важное партийное поручение, за что Вера Клементьевна поблагодарила, назвав меня «товарищем»».

Едва до Слуцкой дошли первые вести о февральской революции, как она вновь примчалась в Петроград.

10 марта Слуцкая уже участвует в заседании Петроградского комитета партии большевиков.

Прекрасно понимая, какое значение имеет вовлечение женщин в революционное движение, Вера Клементьевна в своей работе уделяет большое внимание активизации женщин, развертыванию воспитательной работы среди них.

Исполнительная комиссия Петроградского комитета поручает ей организацию работы среди работниц. И уже спустя три дня Вера Слуцкая в своем выступлении на заседании ПК говорит о тех мероприятиях, которые необходимо осуществить, чтобы возглавить растущую общественную активность женщин и направить ее в русло политической борьбы.

На созванном большевиками женском митинге Выборгской стороны работницы требуют всеобщего избирательного права, введения законодательства об охране материнства и страховании работниц, введения выборного института фабричных инспекторов с участием представителей от работниц.

Докладывая об этом, Слуцкая вносит предложение создать при ПК бюро работниц, возобновить издание журнала «Работница», издать серию листовок и брошюр. Спустя два дня она разработала проект решения ПК о работе среди женщин. На заседании ПК при утверждении проекта решения Слуцкая присутствовать не могла, будучи занята неотложным делом, и поэтому она в конце проекта делает следующую приписку:

«Товарищи, если вы одобрите.., немедленно отправьте в «Правду» заметку, что бюро существует. Укажите, что также и для провинции.

Прошу на собрании ПК передать всем товарищам, чтобы они проводили выборы в своих районных комите¬ тах для бюро. Пусть пекисты возьмут на себя инициативу созыва широких женских собраний, т. е. митингов по районам. Адрес, вечер, час этих митингов должны быть напечатаны в «Правде»».

Проект решения, разработанный В. Слуцкой, был принят ПК.

В. К. Слуцкая, прикрепленная Петроградским комитетом к Василеостровскому району, вскоре стала секретарем райкома. Большую часть своего времени она проводила на заводах, фабриках, в солдатских казармах, на кораблях флота. Это был настоящий большевик, живший с массами и для масс. Среди рабочих и работниц она чувствовала себя в своей стихии. Очень многие в районе знали ее лично, останавливали на улице, радостно приветствовали.

Я иногда поражался, как обширен круг знакомых Веры Клементьевны в нашем районе, как много людей она помнит, знает их имена, их нужды.

Она была очень требовательна. Но она искренне лю¬ била людей, и люди отвечали ей тем же.

Мягкая, душевная, чуткая, она была непримирима к врагам. Дралась она с ними беспощадно, но всегда была выдержанна и тактична.

Враги люто ненавидели Веру Слуцкую, друзья горячо любили ее.

Живую работу с людьми Вера всегда предпочитала всяким заседаниям, хотя никогда ими не пренебрегала.

Она постоянно была на фабриках, заводах, в казармах и в то же время поспевала на все важные заседания райсовета, райкома, ПК. Всем своим существом она понимала значение непосредственного общения, связи с массами.

В том, что нам на Васильевском острове в период между Февралем и Октябрем удалось прочно завоевать рабочие и солдатские массы, вырвав их из-под влияния меньшевиков и эсеров, большая заслуга принадлежала Вере Слуцкой.

Бывший рабочий завода Сименс-Гальске Г. Ф. Петров называет Веру Слуцкую другом молодежи. Он рассказывает, как она организовывала молодежь на Васильевском острове.

«Опыта у нас, молодых рабочих, не было никакого.

Она часто бывала у нас, учила нас, что надо делать, чтобы укрепить влияние партии среди молодежи».

Роль Веры Слуцкой в сплочении рабочей молодежи и усилении большевистского влияния на нее не ограничивалась Василеостровским районом. Как делегат II общегородской конференции большевиков в июле 1917 годаи VI съезда партии она принимала активное участие в обсуждении вопроса о работе среди молодежи, рассказывала о работе молодежных организаций за рубежом.

Вера Клементьевна была горячим сторонником создания социалистического союза молодежи, который работал бы под идейным руководством партии.

3 апреля 1917 года Вера Клементьевна участвует в организации встречи Владимира Ильича на Финляндском вокзале. Она была избрана делегаткой от Петроградской организации на Апрельскую партийную конференцию.

Вера Клементьевна была в числе тех, кто вел энергичную борьбу за исторические Апрельские тезисы Ленина, ориентировавшие партию на переход от буржуазно-демократической революции к социалистической, на переход всей власти к Советам рабочих и солдатских депутатов.

Вера Слуцкая присутствовала и выступала на историческом заседании Петроградского комитета РСДРП (б) 16 октября 1917 года, когда решался вопрос о вооруженном восстании.

Руководимый В. К. Слуцкой Василеостровский район в предоктябрьские дни был одним из наиболее сплоченных, большевистски настроенных районов столицы и ор¬ ганизованно принял участие в вооруженном восстании.

Когда войска контрреволюции, возглавляемые Керенским и Красновым, начали наступление на революционный Петроград и стали угрожать существованию только что завоеванной власти Советов, Вера Слуцкая целиком отдается работе, направленной на разгром керенщины.

Она выезжает на фронт, организует снабжение солдат продовольствием; пламенными речами воодушевляет бойцов на героические подвиги.

30 октября ранним утром Вера Слуцкая в сопровождении двух товарищей отправилась на передовые позиции, находившиеся в районе Пулково.

На обратном пути автомашина попала под огонь блиндированного белогвардейского поезда. Вера Клементьевна была убита прямым попаданием снаряда.

Я был в Петрограде в день ее смерти. Известие о ее гибели моментально облетело весь город и вызвало глубокую скорбь трудящихся.

Рабочие и работницы различных заводов возложили много венков на ее могилу. Вот надписи на некоторых из них:

«Дорогому товарищу Вере Клементьевне, павшей в бою за свободу 30 октября» — от Трубочного завода;

«Безумству храбрых поем мы песню» — от Василеостровскою районного С.Р. и С.Д.;

«Вечная память борцу, оставшимся — вечный пример» — от Василеостровского районного комитета РСДРП (большевиков);

«Долгая и светлая память Вере Слуцкой» — от Военноподковного завода;

«Ты смерть геройскую приняла за лозунги и права бедноты» — от Балтийского судостроительного завода.

В статье «Правды», посвященной памяти Веры Слуцкой, говорилось:

«Пусть перельется в Вас ее не знавшая покоя энергия, и пусть той же верой, верой в торжество великих свободолюбивых идеалов человечества, загорятся ваши глаза».

С. И. ПЕТРИКОВСКИЙ

СЛАВНЫЕ БОЛЬШЕВИЧКИ

МОСКВА 1958

Книга «Славные большевички» посвящается светлой памяти замечательной плеяды женщин-революционерок — старейших деятелей коммунистического движения в нашей стране.
К революционной борьбе их привела ненависть к миру насилия и эксплуатации, стремление найти путь к справедливому социальному строю.
Они вступили в революционную борьбу, когда лишь закладывались основы марксистской революционной партии в России, и под руководством великого Ленина активно участвовали в ее создании.
Всех их объединяли революционный героизм, беспредельная преданность народу, верность идеям коммунизма.
Самоотверженность этих выдающихся большевичек была безграничной. Ни тюрьмы, ни ссылки, ни долгие годы эмиграции вдали от Родины, в разлуке с близкими не могли сломить их воли к борьбе.
Одни из них погибли на боевом посту, едва увидев зарю новой жизни, другие стали крупными партийными и государственными деятелями, активными строителями коммунистического общества.
Жизненный путь этих славных дочерей нашей Родины является примером беззаветного служения народу.
Его нужно знать всем трудящимся и особенно нашему молодому поколению, строящему коммунистическое общество.