ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О ЕДИНОМ ПАССАЖИРСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТАРИФЕ
Во исполнение декрета Совета Народных Комиссаров от 20 декабря 1918 г. Совет Народных Комиссаров постановил:
- Плату единого пассажирского тарифа установить в размере плат, действовавших до 10 июля 1917 г. для III класса, увеличенных в пятьдесят (50) раз.
- Указанный тариф применять независимо от типа вагонов, в которых совершается проезд пассажиров.
Примечание. Порядок пользования вагонами разного типа устанавливается прилагаемой при сем инструкцией.
- Дети в возрасте от 8 до 14 лет перевозятся за 25% платы за проезд взрослых, а до 8 лет — бесплатно.
- Установить для проезда пассажиров в пригородных сообщениях плату по разовым билетам в размере плат III класса тарифов пригородных сообщений, бывших казенных железных дорог, применявшихся на 10 июня 1917 г., увеличенных в пятьдесят (50) раз, сохранив существующий ныне район действия пригородных тарифов.
- Существующие ныне в пригородных сообщениях железных дорог типы обратных, месячных, сезонных и годовых билетов за пониженные платы сохранить, но цены за эти билеты рассчитывать на следующих основаниях: за обратные билеты взимать платы в размере полуторной стоимости разового билета; за месячные билеты — в размере 15-кратной стоимости разового билета; за сезонные билеты, годные на 4 месяца — в размере двойной стоимости месячного билета, и за годовые билеты — в размере шестикратной стоимости месячного билета.
Район действия перечисленных выше билетов ограничить расстоянием не свыше 70 верст.
Примечание. Для приобретения билетов месячных, сезонных и годовых должно быть предъявлено в кассу станции особое удостоверение от местной власти о проживании в данном месте и о необходимости проезда по делам службы до пункта, в сообщении с которым установлен пригородный тариф.
- Для рабочих, объединенных во всероссийские производственные профессиональные союзы, по предъявлении ими соответствующих удостоверений при поездках по железным дорогам по собственной надобности, установить пониженный тариф, в размере 25% тарифа, исчисленного на указанных в пп. 1—5 сего декрета основаниях.
Примечание. Форма удостоверений и условия их выдачи устанавливаются Народным комиссариатом труда по соглашению с Народными комиссариатами путей сообщения, государственного контроля и Всероссийским центральным советом профессиональных союзов.
- Одновременно с введением в действие нового пассажирского тарифа отменить взимание 25% военного налога с пассажирских билетов и при исчислении новых тарифных плат не принимать в расчет этого налога.
- Настоящий декрет вступает в силу с 1 декабря 1919 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
29 сентября 1919 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том VI. 1 АВГУСТ — 31 ДЕКАБРЬ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1973
В декрете СНК от 12 декабря 1918 г. об упразднении на железных дорогах деления пассажирских вагонов на классы и установлении единого пассажирского тарифа Народному комиссариату путей сообщения поручалось «установить и опубликовать во всеобщее сведение срок, с которого положения сего декрета будут проведены в жизнь по всем дорогам, а равно издать в развитие этого декрета соответствующие инструкции». Вопрос о невыполнении этого поручения Малый СНК заслушал 9 июля 1919 г. и постановил: «Поручить Народному комиссариату финансов (Тарифный комитет) в недельный срок переработать представленный проект декрета о повышении пассажирского тарифа, приведя его в соответствие с декретом СНК от 12 декабря 1918 г. … по принципу единого тарифа и увеличенной платы за скорость, и ночные, и дальние поезда», при этом Малый СНК подчеркнул, что «повышение должно быть не ниже 10 раз довоенного тарифа I класса с отменой военного налога»; Тарифному комитету поручалось обсудить с представителями Народного комиссариата труда и ВЦСПС вопрос о льготах для пролетариата. На заседании Малого СНК 16 июля Народному комиссариату путей сообщения с участием Народных комиссариатов финансов и государственного контроля было поручено в 7-дневный срок представить проект декрета о повышении пассажирского тарифа. 25 июля Малый СНК обсудил проект, представленный Народным комиссариатом путей сообщения, и принял постановление: назначить комиссию в составе представителей Народных комиссариатов путей сообщения, финансов, государственного контроля, труда и ВЦСПС и поручить ей, приняв за основу представленный проект, в недельный срок подготовить новый проект с учетом следующих директив: «Тариф должен быть 2-х классов, для мягких вагонов (бывшие I и II классов) и для жестких вагонов (бывшие III и IV классов), дифференциально системы увеличено в 30 раз против тарифа довоенного времени. Исключить из декрета всякие упоминания о тарифах для групповых перевозок (воинских частей, партий рабочих, переселенцев и т. д.). Распространение льгот и скидок с проведенных плат допустить только по отношению к жестким вагонам». СНК 31 июля, однако, не согласился полностью с решением Малого СНК и постановил «унифицировать железнодорожный пассажирский тариф и повысить плату за проезд в гораздо большей пропорции по сравнению с средней заработной платой рабочего, чем в довоенное время». На заседании Малого СНК 4 августа было подтверждено постановление СНК от 31 июля и комиссии, подготавливавшей проект, было поручено «принять во внимание повышен иетвердых цен на предметы первой необходимости, повышение платы за труд и падение курса рубля сравнительно с довоенным временем и, применительно к этим изменениям, повысить и пассажирский тариф». На заседании Малого СНК 18 августа представленный Народным комиссариатом путей сообщения проект декрета был отклонен; Народному комиссариату путей сообщения с участием Народного комиссариата государственного контроля было предложено выработать «новый проект декрета о пассажирском тарифе, точно руководствуясь директивами Совета Народных Комиссаров от 31 июля с. г. об унификации пассажирского тарифа, и представить такой проект в Малый Совет в недельный срок». 27 августа комиссия сделала доклад о ходе работ над проектом, Малый СНК принял доклад к сведению. На заседании Малого СНК 29 сентября декрет был принят единогласно.