Постановление Совета Обороны об упразднении чрезвычайных военных комиссаров железных дорог и о назначении особоуполномоченных Совета Обороны для проведения военного положения на железных дорогах РСФСР и инструкция по проведению военного положения на железных дорогах (9 июля 1919 года).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБ УПРАЗДНЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И О НАЗНАЧЕНИИ ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ОБОРОНЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ

Совет Рабоче-Крестьянской Обороны в заседании от 9 июля сего года постановил:

I. Упразднить должности чрезвычайных военных комиссаров железных дорог фронтов и узлов и состоявшие при них управления, отменив пп. 2, 4 и 5 декрета Совнаркома от 28 ноября 1918 г.
и приказ Реввоенсовета Республики, 1918 г., № 4621 .

II. Возложить осуществление военного положения на железны дорогах на особоуполномоченных Совета Обороны, назначаемых для каждого фронта (отдельной армии) и внутреннего (Московского) района из числа кандидатов, представляемых по соглашению ведомств: Военного, Комиссариата путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии и подчиненных непосредственно Совету Рабоче-Крестьянской Обороны.

III. Непосредственное проведение в жизнь постановлений и указаний особоуполномоченных Совета Обороны возложить по принадлежности на: начальников военных сообщений фронтов (отдельных армий, районов) —в отношении всех вопросов Военного ведомства; комиссаров отделов путей сообщения — по всем вопросам железнодорожного транспорта и представителя Всероссийской чрезвычайной комиссии — по вопросам общегражданского характера.

IV. Лица эти при выполнении вышеупомянутых постановлений особоуполномоченных непосредственно подчиняются последним, предоставляя для осуществления необходимых мероприятий все находящиеся в их распоряжении органы и средства.

V. Особоуполномоченные Совета Обороны руководствуются в своей деятельности «Инструкцией», при сем объявляемой.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин).

Секретарь Совета Обороны.

Москва, Кремль.

9 июля 1919 г.

ИНСТРУКЦИЯ по ПРОВЕДЕНИЮ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

  1. Военное положение на железных дорогах вводится в целях обеспечения государственного порядка и безопасности, поднятия производительности транспорта и направления всех сил и средствего в первую очередь для нужд обороны Республики.На время действия военного положения на железных дорогах
  2. высшее направление военно-административной власти в полосе отчуждения вверяется особоуполномоченным Совета РабочеКрестьянской Обороны.
  3. На обязанности особоуполномоченных лежит принятие всех необходимых мер: а) для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия; б) для устранения всех условий, препятствующих правильности железнодорожного транспорта, и создания условий наибольшей
    продуктивности работы железных дорог по перевозкам, ремонту, выгрузке и пр.; в) по наблюдению за выполнением должностными лицами всех ведомств лежащих на них специальных обязанностей с привлечением к ответственности и наказаниям виновных за проступки и преступления, предусматриваемые прилагаемым при сем перечнем (приложение № 1); г) по привлечению в экстренных случаях при посредстве местных Совдепов ко всеобщей трудовой повинности окрестного населения (в полосе до 15 верст в обе стороны отчуждения и в возрасте от 18 до 45 лет); д) по возложению на окрестное население (в пределах полосы до 15 верст в обе стороны отчуждения) круговой поруки за целость железнодорожных сооружений, путей и телеграфа.
  4. В военно-административном отношении особоуполномоченным Совета Обороны подчиняются: а) все служащие и организации службы военных сообщений, б) все служащие и организации железных дорог, в) все служащие прочих ведомств и организаций, находящиеся или действующие в полосе железнодорожного отчуждения, кроме специальных органов Всероссийской чрезвычайной комиссии
    при выполнении ими своих особых обязанностей, г) все войсковые части, управления и учреждения, перевозимые по железным дорогам или находящиеся в полосе железнодорожного отчуждения, причем техническое и общее служебное подчинение всех вышеуказанных служащих и взаимоотношение
    органов управлений не нарушается.

Примечание. Привлечение в экстренных случаях (поддержание порядка, усиление охраны) войсковых частей, следующихпо железным дорогам по боевым заданиям, допускаются не иначе, как по соглашению с их начальниками.

  1. Издаваемые постановления и приказы особоуполномоченных обязательны для всех без исключения как частных, так и должностных граждан Республики (в том числе и военнослужащих), проезжающих и временно или постоянно находящихся в полосе железнодорожного отчуждения.
  1. За нарушение этих постановлений и распоряжений особоуполномоченные имеют право: а) налагать своей властью штраф до 50 тысяч рублей или подвергать аресту или заключению в концентрационные лагеря на срок до пяти месяцев, б) отстранять — в случаях, не терпящих отлагательства, — виновных должностных лиц от их должностей, в) предавать за особо тяжкие проступки и преступления виновных суду военно-революционных трибуналов фронтов или соответственным органам Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Примечание 1. Преступления, перечисленные в постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета , подлежат непосредственному ведению органов Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Примечание 2. При отстранении служащих от должностей особоуполномоченные должны срочно уведомлять соответствующих начальников для немедленного замещения должностей.

  1. Постановления и распоряжения особоуполномоченных ни в коем случае не должны нарушать основные правила технической эксплуатации, а равно и существующие аппараты управлений железными дорогами.
  2. Для установления живой и прочной связи с местными органами власти, на коих лежит фактическое проведение в жизнь всех необходимых мер по осуществлению военного положения, при особоуполномоченных состоят представители соответствующих ведомств: Военного — начальники военных обобщений фронтов. отдельных армий или района (Московского); Путей сообщения — комиссары отделов путей сообщения фронтов и от Комиссариата внутренних дел и Всероссийской чрезвычайной комиссии — представитель от коллегии Всероссийской чрезвычайной комиссии.Лица эти. образуя совещательные при особоуполномоченных
  3. коллегии, проводят в жизнь и еледят за точным исполнением всех постановлении особоуполномоченных при помощи органов, управлений и учреждений, им подведомственных.

Примечание. При получении от особоуполномоченных распоряжений, признаваемых этими .липами несоответственными, приведение в исполнение этих распоряжений не может быть оста- новлено, но о таких случаях должно быть по команде доведено до сведения Совета Обороны.

  1. Особоуполномоченные представляют месячные отчеты о своей деятельности в Совет Рабоче-Крестьянской Обороны.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин).
9/VII 19 г.

Приложение к инструкции

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРОСТУПКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЕДЕНИЮ ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ОБОРОНЫ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛОСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ НА ВРЕМЯДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

А. Для военнослужащих:

  1. Незаконное вмешательство в технические распоряжения железнодорожных агентов: а) Требование на отправление поездов ранее определенного расписания. б) Требование на предоставление отдельных паровозов с нарушением установленных правил. в) Требование на отправление поездов двойной тягой. г) Требование на прицепку отдельных классных вагонов, замену товарных классными, замену паровозов. д) Препятствие к отцепке вагонов, не могущих следовать по техническим неисправностям. е) Требование о назначении экстренных поездов отдельными паровозами. ж) Задержка пассажирских поездов, требование о прицепке к ним груженых вагонов вообще и в частности несмотря на предельный состав поезда. з) Вмешательства в строительные и восстановительные работы, производимые средствами Комиссариата путей сообщения.
  2. Самовольный захват подвижного состава: вагонов, платформи паровозов.
  3. Отказ выгружаться из вагонов в положенное время.
  4. Задержка под поездами горячих паровозов.
  5. Хищение предметов оборудования: печей, досок, фонарей, ведер, а также дров и щитов.
  6. Аресты дежурных агентов при исполнении служебных обязанностей.
  7. Бесцельная стрельба в полосе отчуждения.
  8. Предъявление требований вообще к железнодорожным служащим в грубой, резкой форме, сопровождающихся угрозами и насилиями.
  9. Небрежное или неправильное выполнение служащими военных сообщений своих специальных обязанностей: а) Задержка воинских эшелонов в пути без определенных на то распоряжений или оснований. б) Нераспорядительность по обеспечению горячей пищей и кипятком эшелонов на железнодорожных продпунктах. в) Неправильная выдача разрешений на проезд в штабных вагонах. г) Отсутствие руководства при воинских посадках и погрузках.

Б. Для железнодорожных служащих:

  1. Умышленная задержка в движении поездов.
  2. Бесполезный простой поездов без уважительных причин.
  3. Несвоевременное затребование паровозов под поезда, вызывающее задержку в отправлении.
  4. Неправильное обслуживание станционных и поездных сигналов: дисков, семафоров, стрелочных фонарей.
  5. Неисполнение установленных правил встречи агентами прибывающих и проходящих поездов.
  6. Задержка в выпуске из депо затребованных паровозов.
  7. Выпуск паровозов под поезда в неисправном состоянии.
  8. Неисправность противопожарных средств при паровозах, депо, мастерских, станциях и складах.
  9. Хранение под открытым небом материалов, подвергающихся порче под атмосферным влиянием.
  10. Хранение огнеопасных материалов с нарушением установленных для сего правил.
  11. Непринятие мер пополнения запасов топлива.
  12. Умышленно неправильное показание в сведениях числа нанятых поденных рабочих.
  13. Несоблюдение правил осмотров и обходов пути.
  14. Нарушение правил санитарного надзора в станционных помещениях и площадях (несвоевременная уборка мусора, переполнение выгребных ям и проч.).
  15. Явно небрежное отношение к обязанностям службы: систематическое опаздывание, уход раньше срока с работ, периодические прогулы, неявка на службу симулирующих болезни.
  16. Устройство митингов и собраний в рабочее время.
  17. Товарищеские отпуска по частному соглашению между самими служащими, без ведома начальствующих лиц.

В. Для служащих прочих ведомств, организаций:

  1. Неправильное или небрежное выполнение своих обязанностей, оказывающее вредное действие на правильность работы железных дорог и железнодорожных служащих.
  2. Отказ в содействии при законном обращении железнодорожных агентов и служащих по передвижению войск.
  3. Невыполнение необходимых распоряжений по привлечению к трудовой повинности населения и непредоставление перевозочных средств в случаях экстренной надобности (срочная разгрузка
    станций, эвакуация и т. д.).
  4. Вмешательства в действия и распоряжения железнодорожных агентов и служащих военных сообщений.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин).

9/VII 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971


Вопрос о проведении военного положения на железных дорогах РСФСР был заслушан на заседании Совета Обороны 13 июня и передан в комиссию из представителей Народного комиссариата путей сообщения, ВЧК и Реввоенсовета Республики, которой было поручено собраться 14 июня. 18 июня Совет Обороны обсудил доклад комиссии и поручил совещанию из представителей ВЧК, Управления военных сообщений и Народного комиссариата путей сообщения разработать в недельный срок положение «о проведении
военного положения на железных дорогах», а временно, до разработки положения,— «организовать коллегии из 3-х лиц как в центре, так и на местах» с участием полноправного председателя и двух его помощников — представителей от Военного и железнодорожного ведомств. Проекты постановления
и инструкции с приложением к ней, внесенные совещанием, были утверждены на заседании Совета Обороны 9 июля; одновременно была поставлена на вид ВЧК «неправильность ее действий при выработке проекта
постановления о военном положении на железных дорогах».