Александра Коллонтай

Алекса́ндра Миха́йловна Коллонта́й родилась 31(19) марта 1872 г.

150 лет – революционеру, советскому государственному деятелелю и дипломату, первой женщине-министру в истории.

Александра Михайловна Коллонтай, подводя итог своего мно­голетнего труда, писала на закате жизни, что одним из важнейших ее вкладов в революционную и государствен­ную деятельность является «агитация и пропаганда во мно­гих странах… работа по указанию Ленина» .(ЦПА ИМЛ, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 76, л. 55.)

ВОЙНА И НАШИ БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ

Ноябрь 1914 г.

Когда рабочий Интернационал последний раз собрал­ся в Базеле в 1912 году {1}, чтобы поднять голос протеста против угрозы мировой войны, которая могла бы возник­нуть вследствие событий на Балканах, то все были охва­чены чувством полной надежды. Мировая война казалась невероятной.

До тех пор, пока солидарность и братство народов объ­единяют рабочих всех наций, пока существует такое един­ство целей, какое выявилось на Базельском конгрессе, объединяющее пролетариат больших и малых государств, рабочему классу нечего бояться ландскнехтов( Наемных войск. — Ред.) и сопут­ствующей им кровавой войны. Тогда старый империали­стически-капиталистический мир не посмеет вызвать вой­ну, ибо в случае войны появился бы на сцене «красный призрак», внушающий страх буржуазному обществу.

Так думали мы, социалисты, еще два года тому назад.

Но теперь мировая война стала реальным фактом со всеми ее ужасами, страданиями и варварством. Они превзошли все, что могла до сих пор представить себе даже самая ди­кая фантазия. Мировая война вспыхнула именно в тот момент, когда в Вене должен был состояться международ­ный конгресс {2}. На конгрессе предполагалось еще раз обсудить важный вопрос о том, как могут социалисты всех стран предотвратить войну и как должен вести себя орга­низованный рабочий класс, чтобы не попасть в сети империалистов-капиталистов. Совсем недавно, еще до начала войны, казалось совершенно невозможным, чтобы четкое марксистское мировоззрение социал-демократов могло быть заражено буржуазным шовинизмом. Казалось бы, что материалистическое восприятие истории и ясное соз­нание классовых противоречий, которым обладают социал-демократы, является научным компасом, ведущим рабочих по правильному пути даже во время поднявше­гося бурного урагана шовинизма.

Но при всех этих предпосылках социал-демократия упустила один важный фактор: она недооценила морального влияния старого буржуазного мира на настроение широких народных масс. Она слишком мало считалась с нынешней, современно снаряженной коварной политикой, которую ведут поборники классовых интересов империа­лизма. Получается, что правительства буржуазных госу­дарств лучше знали психологию народа, чем сами пред­ставители демократических и рабочих масс!

Национальные чувства, которые искусственно подогре­ваются капиталистами и юнкерами во всех странах мира при помощи церкви и печати, а также проповедуются в школах, в семье и в обществе, имеют, по-видимому, более глубокие корни среди народа, чем представляли себе ин­тернационалисты. Империалистически-капиталистический мир ловко спекулирует национальными чувствами людей, чтобы таким образом загнать народ своей страны в при­готовленную для него смертельную петлю — войну. И там, где казалось недостаточным применение безумного и сле­пого шовинизма, чтобы вызывать милитаристское настрое­ние в народе, там власти применили другие средства, что­ бы одурачить народ — включая и пролетариат — с целью привлечения его на свою сторону для участия в кровавой войне. Все капиталистические государства выступают сей­час в красивой идеалистической маскировке, чтобы оправдывать свою захватническую империалистическую поли­тику.

Немцы, оказывается, поднимают меч не для того, что­ бы расправиться со своими конкурентами на мировом рынке, а для того, чтобы свергнуть русский царизм!..

Англичане и французы, дескать, стремятся лишь к тому, чтобы предотвратить угрожающему миру опасность со стороны немецкого полицейского государства и немецкого милитаризма! А русские, представьте себе, посылают своих сыновей на поля сражения не ради удовлетворения своих панславистских стремлений, а для того, чтобы освободить Галицию и Сербию, а также спасти республиканский строй во Франции и демократию в Бельгии! Царизм, следова­тельно, борется за республику, а юнкера в Пруссии жерт­вуют кровью своих сыновей ради «освобождения России от ига абсолютизма». Это забавная каррикатура, над которой мы в других условиях от всего сердца посмеялись бы, но которая сейчас вследствие кровавых слез превра­щается в большую историческую трагедию.

Говорят о «праве каждого народа на самозащиту».

Каждое государство, конечно, пытается изобразить себя так, будто оно начало войну для сохранения и защиты своей культуры, а не в угоду денежным мешкам капита­листов.

Культура! Да, это самое ценное достояние человече­ства. Но разве не война угрожает самому существованию культуры? Разве не из-за войны прекрасные старые леса (например, под Парижем, где они являются лучшим его украшением) беспощадно уничтожаются? Разве не война разрушает лучшие памятники искусства и старины? На­ конец, имеются ли на свете такие «ценности культуры», которые стоили бы ценности сотен тысяч, миллионов чело­веческих жизней?

Говорят о культуре, но разве не война возрождает страшнейшее варварство в мире? Гекатомбы (Массовое убийство, или единовременная гибель множества людей — Ред.) сыновей на­рода, детей пролетариев, растут с каждым днем. Ни одна человеческая фантазия не в состоянии подсчитать общую сумму всех мук, бедствий и страданий народов. У людей развиваются самые низкие звериные инстинкты. Милита­ризм и порожденная им бесчеловечная жестокость и сле­пая дисциплина господствуют над миром. Никто уже не считается больше с самым ценным, что есть у людей,— их жизнью. И это называется «защита культуры»!

Но к чему приведет это страшное кровопролитие? Бу­дут ли рабочие иметь пользу от войны, даже в случае победы хотя бы в одной стране? Если бы даже удалось добиться известной компенсации за военные убытки от побежденных и разрушенных государств, то деньги немед­ленно частично попадут в карманы капиталистов, а осталь­ные необходимы будут для восстановления подорванной экономики государства. Нужда и бедствия будут господ­ствовать всюду после этой мировой войны, даже в тех странах, которые выйдут победителями. Везде увеличится число людей, неспособных к труду: калеки, больные, ума­лишенные и сироты. Но хуже всего война впоследствии отразится в той или иной мере на развитии производитель­ных сил всех воюющих стран.

Бедствия и разорение, задолженность и безработица уменьшат потребительскую способность народа, и это ока­жет парализующее влияние на нормальное развитие сил производства. А это окажется для нас самым тяжелым ударом: ведь наша надежда на скорейшее осуществление нашей мечты о будущем человечества тесно связана с бес­препятственным дальнейшим развитием всех производи­тельных сил. Всякая задержка в этом развитии означает, что наши лучшие надежды отодвигаются на какое-то не­ определенное время далекого будущего.

Но помимо всех ужасов войны и массовых убийств, помимо разрушения экономики страны и снижения культурного уровня война отражается особенно неблагопри­ятно на положении рабочего класса и его задачах, так как все человечество будет разделено (пусть на короткое вре­мя) не на классы, согласно основному учению социал-де­мократов, а на нации. Это снижает силу одного из сильнейших орудий, которым издавна обладает пролетариат, а именно — солидарность рабочего Интернационала.

И все же эта страшная война уже научила нас многому.

Она преподнесла нам несколько чувствительных уроков, которые мы должны полностью осознать, чтобы извлечь пользу из них для будущего.

Война показала нам, что рабочая партия допустила большую ошибку, недооценив опасность милитаризма, слишком слабо сопротивляясь влиянию милитаризма.

Принципиальное отношение социал-демократических пар­тий к тому, как надо себя вести рабочим в случае войны, было слишком неопределенным, слишком неясным. При­нятые Интернационалом резолюции сыграли на руку на­ционалистическим тенденциям. Но теперь, когда немецкая социал-демократия дала себя одурачить прусским юнкер­ским государством и проводит ошибочную тактику в под­держку войны {3}, то стало ясным, что долг будущего Ин­тернационала будет состоять в том, чтобы высказаться ясно и определенно по этому вопросу и решиться на твер­дую, определенно революционную тактику в отношении военной опасности. Не подлежит никакому сомнению, что сразу после окончания этой ужасной войны задача всех рабочих партий будет состоять в том, чтобы развернуть борьбу против милитаризма. Эта задача будет стоять перед нами на многие годы вперед. Но какими средствами и ме­тодами должна будет действовать социал-демократия, чтобы сокрушить дух милитаризма, это покажет будущее.

Во всяком случае мы совершенно убеждены в том, что борьба против милитаризма является одновременно и борь­бой за наши идеалы: ведь все войны мешают дальнейшему развитию производительных сил, ослабляют чувства со­лидарности международного пролетариата, способствуют распространению шовинизма и таким образом оттяги­вают великий день окончательного освобождения рабочего класса. Если систематическая борьба против милитаризма является задачей будущего, то это, однако, не значит, что социалисты в настоящее время должны быть пассивными к войне. И в теперешних условиях мы можем и должны вмешиваться в кровавые мировые события и сказать наше веское слово в пользу скорейшего мира, провозгласив ло­зунг: «Прекратить каннибальское массовое убийство!» Мы, социал-демократы, не заинтересованы в том, не имеем никакой пользы от того, что все новые сотни тысяч наших братьев жертвуют своей жизнью во славу буржуазно-ка­питалистической родины. Нам нужны эти жизни, чтобы создать ту армию, которая будет вести борьбу против империализма и капитализма.

Ближайшая наша задача поэтому состоит в том, чтобы всеми нашими объединенными силами добиться скорей­шего мира. А в будущем наша задача в том, чтобы неуто­мимо бороться против милитаризма и укрепить в рабочих дух международной солидарности. Против господствую­щего сейчас в мире кровожадного шовинистского угара социалисты всех стран с удвоенной силой должны уве­ренно заявить: «Долой войну! Долой милитаристский дух!

Долой тупой шовинизм! Пусть развиваются и побеждают те международные силы, которые принесут рабочему клас­су окончательную победу!» Перевод со шведского.

«Forsvarsnihilisten», XI. 1914.

На русском языке публи­куется впервые.

А.М.КОЛЛОНТАЙ

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И РЕЧИ


1 Речь идет о чрезвычайном международном социалистическом конгрессе II Интернационала, проходившем в Базеле 24—25 ноября 1912 года. Конгресс был созван для решения вопроса о борьбе с надвигающейся опасностью мировой империалисти­ческой войны. На конгрессе присутствовало 555 делегатов. Кон­гресс принял манифест против войны. Вожди II Интернациона­ла, голосовавшие за принятие манифеста, с началом первой империалистической войны предали забвению Базельский мани­фест и встали на сторону своих империалистических прави­тельств.

2 Венский конгресс II Интернационала должен был состояться ле­том 1914 года. Ему придавалось особое значение, т. к. дата со­зыва совпадала с 50-летием со дня основания I Интернациона­ла и 25-летием II Интернационала. На конгрессе предполагалось обсудить важнейшие вопросы положения рабочего класса и его борьбы с империализмом, проблемы войны и милитаризма в об­становке трагической напряженности международных отноше­ний середины 1914 года. Начавшаяся война сорвала планы со­циалистов.

3 Немецкая социал-демократия — ведущая партия II Интернацио­нала — в момент объявления войны предала интересы пролета­риата, став на защиту своего империалистического отечества.

4 августа 1914 г. социал-демократическая фракция рейхстага проголосовала вместе с буржуазными партиями за предоставле­ние кайзеровскому правительству пяти миллиардов марок на военные расходы.