ДЕКРЕ Т ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОТДЕЛОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ КОМИТЕТОВ СОВЕТОВ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ
Совет Народных Комиссаров постановил:
I. Утвердить прилагаемое Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
II. С введением Положения в действие упразднить казенные палаты, губернские акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений.
III . Введение Положения в действие закончить не позднее 1 января 1919 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар финансов Н. Крестинский .
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ОТДЕЛОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ИСПОЛКОМОВ
Р а з д е л I
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ ОТДЕЛОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ИСПОЛКОМОВ
А. ФИНАНСОВЫЕ ОТДЕЛЫ ГУБЕРНСКИХ ИСПОЛКОМО
§ 1. В целях объединения и единообразного направления на местах налогового, сметно-кассового и финансового дела, общее руководство им в соответствии с декретами Совета Народных Комиссаров и инструкциями и распоряжениями Народного комиссариата финансов возлагается в пределах каждой губернии на губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губернский исполком или губисполком).
§ 2. Ближайшее заведование указанным в § 1 кругом дел возлагается на финансовый отдел губернского исполкома.
§ 3. Во главе финансового отдела стоят заведующий, его заместитель и коллегия финансового отдела.
§ 4. Финансовый отдел состоит из подотделов: а) сметно-кассового, б) прямых налогов и пошлин, в) косвенных налогов и секретариата.
§ 5. Губернским исполнительным комитетом с согласия Народного комиссариата по финансам и Государственного контроля могут быть образуемы в составе финансового отдела губисполкома и
другие подотделы.
§ 6. Коллегия финансового отдела губисполкома состоит из: а) заведующего финансовым отделом, б) его заместителя, в) заведующих подотделами, г) представителя губернского совета народного хозяйства и д) представителя местного учреждения Государственного контроля.
§ 7. Коллегия финансового отдела губисполкома разрешает важнейшие и принципиальные дела, к компетенции финансового отдела относящиеся, а также те дела, которые заведующий финансовым отделом или кто-либо другой из членов коллегии признает необходимым перенести на ее обсуждение. В частности, коллегия дает свои заключения: а) по сметам доходов и расходов органов Советской власти в пределах губерний, как из сумм Государственного казначейства, так и из местных источников; б) по ходатайствам местных Советов об отпуске им в порядке ст. 88 Основного закона Российской Социалистической Федеративной Советской Республики пособий или ссуд из казны; в) по предположениям об установлении новых общегосударственных налогов или об увеличении существующих и г) по делам о назначении ответственных руководителей подотделов финансового отдела. Окончательному разрешению коллегии финансового отдела подлежат вопросы об отсрочке и рассрочке сборов, сложении недоимок,
возврате неправильно поступивших сумм и дела по назначениям или утверждениям тех работников органов финансового управления, которые не подходят под литеру г настоящего параграфа.
§ 8. Заведующий финансовым отделом губисполкома является председателем коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением коллегии — заведующему отделом предоставляется приостановить исполнение этого решения и перенести его на рассмотрение губисполкома. Заведующий отделом также вправе единолично принимать решение по всем вопросам, подлежащим ведению финансового отдела, доводя о них до сведения коллегии.
§ 9. Губернский съезд Советов или губернский исполнительный комитет утверждает рассмотренные финансовым отделом сметы доходов и расходов сельских, волостных, городских и уездных Советов на местные их нужды (ст. 86 Основного закона Российской Социалистической Федеративной Советской Республики), дает свои заключения по всем вопросам, требующим утверждения высших центральных органов Советской власти, и рассматривает жалобы на решения коллегии финансового отдела.
§ 10. Состав подотделов и секретариата определяется губисполкомом и представляется на утверждение Народного комиссариата финансов в сметном порядке.
Б. ФИНАНСОВЫЕ ОТДЕЛЫ УЕЗДНЫХ ИСПОЛКОМОВ
§ 11. Во главе финансового отдела уездного исполкома стоит
заведующий отделом.
§ 12. Финансовый отдел уездного исполкома состоит из подотделов; сметно-кассового и налогового.
§ 13. Штатный состав уездного финансового отдела определяется губисполкомом и представляется на утверждение Народного комиссариата финансов в сметном порядке.
§ 14. Финансовые отделы уездного исполкома со всеми подчиненными органами необходимые технические и инструкционные указания по своей специальности получают от финансового отдела губисполкома.
Р а з д е л II
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ПОДОТДЕЛОВ ФИНАНСОВЫХ ОТДЕЛОВ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ИСПОЛКОМОВ
§ 15. Предметами ведения губернского сметно-кассового подотдела финансового отдела губисполкома являются:
а) ближайшее наблюдение за исполнением в пределах губерний декретов, правил и инструкций по кассовому, сметному и счетному делу и принятие всех необходимых для этой цели законных мер;
б) руководство сметно-кассовой деятельностью финансовых отделов уездных исполкомов;
в) рассмотрение всех составляемых в губернии доходных исчислений, включаемых в роспись, а равно смет расходов, относимых на общегосударственные средства, и дача по ним заключений; заключения по всем сверхсметным исчислениям;
г) рассмотрение Есех составляемых в губернии смет местных доходов, а равно смет расходов, относимых на местные источники, и дача по ним заключений; заключения по всем сверхсметным исчислениям, относимым на местные источники;
д) разассигнование по кассам и передвижение кредитов, ассигнуемых по расходным расписаниям и переводным требованиям, а равно кредитов, открываемых по утвержденным сметам на местные нужды;
е) ассигнование и перевод пенсий и пособий;
ж) счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм Государственного казначейства, а равно по приходу и расходу местных сборов и(1).
з) снабжение казначейств (до их слияния с учреждениями Народного банка) и Народного банка Российской республики разнообразными гербовыми знаками, счетоводство и отчетность по операциям с ними.
§ 16. К предметам ведения подотделов прямых налогов и пошлин относятся:
а) ближайшее наблюдение за исполнением в пределах губерний декретов, правил и инструкций по налоговому делу и принятие всех необходимых для этой цели законных мер;
б) руководство налоговой деятельностью финансовых отделов уездных исполкомов, а равно деятельностью должностных лиц, податного надзора и сборщиков налогов;
в) исчисление в пределах действующих узаконений и декретов
установленных общегосударственных налогов, сборов, пошлин и взысканий, разработка и исчисление в тех же пределах местных налогов и сборов;
г) наблюдение за своевременным поступлением налогов, как государственных, так и местных, и принятие мер к взысканию недоимок;
д) разработка и собирание сведений и материалов об экономическом положении и платежных средствах населения и(1)
е) заключения по ходатайствам местных Советов об отпуске им пособий или ссуд, в порядке ст. 88 Основного закона Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, из Государственного казначейства.
§ 17 На обязанности подотдела косвенных налогов финансового отдела губисполкома лежит наблюдение за исполнением в пределах губернии декретов, правил и инструкций по взиманию неокладных сборов и принятие всех необходимых для этой цели законных мер, наблюдение за своевременным поступлением этих сборов, а также счетоводство и отчетность по неокладным сборам и статистика обложенных акцизом производств по губернии.
§ 18. В секретариате финансового отдела губисполкома сосредоточены общая переписка, не относящаяся специально ни к одному из подотделов, а также все дела о назначениях, перемещениях, увольнениях и проч. личного состава органов финансового управления в губернии. Этот же секретариат обслуживает заведующего финансовым отделом и финансовую коллегию губисполкома в деле руководства банковской деятельностью в губернии.
§ 19. Предметами ведения сметно-кассового подотдела финансового отдела уездного исполкома являются:
а) предварительное рассмотрение смет сельских, волостных и уездных Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, как на местные, так и на общегосударственные нужды и дача по ним заключений;
б) предварительное рассмотрение ходатайств местных Советов об отпуске им пособий или ссуд из Государственного казначейства;
в) ассигнование всех открываемых по сметам на местные потребности кредитов (за счет местных источников);
г) счетоводство (бухгалтерское) по приходу местных сборов и по расходам за счет местных источников;
д) осуществление касающихся сметно-кассового подотдела распоряжений по сметному, счетному и кассовому делу, исходящих от финансового отдела губисполкома;
е) выработка для волостных и сельских Советов необходимых инструкций по сметному, счетному и кассовому делу, утверждаемых финансовым отделом губисполкома.
§ 20. Предметами ведения налогового подотдела финансового отдела уездного исполкома являются:
а) направление дел взыскания всех сборов, как общегосударственных, так и местных, наблюдение за производством взыскания учреждаемыми при налоговом отделении сборщиками;
б) подробное (окладное) счетоводство по всем сборам;
в) разработка и собирание сведений и материалов об экономическом положении населения и платежных его средствах;
г) осуществление касающихся налогового подотдела распоряжений по налоговому делу, исходящих от финансового отдела губисполкома;
д) разработка для волостных и сельских Советов необходимых инструкций по налоговому делу, утверждаемых засим финансовым отделом губисполкома.
Р а з д е л III
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И УВОЛЬНЕНИЯ СЛУЖАЩИХ ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТДЕЛОВ
§ 21. Заведующие финансовыми отделами губернских исполкомов, их заместители, заведующие финансовыми отделами уездных исполкомов избираются соответственно губернским или уездным
съездами Советов, губернским или уездным исполнительным комитетом и утверждаются: заведующий губернским финансовым отделом и его заместитель — народным комиссаром по финансам, а заведующий уездным финансовым отделом — губисполкомом.
§ 22. Заведующие подотделами финансового отдела губисполкома назначаются народным комиссаром по финансам по представлениям губисполкома или по сношении народного комиссара по финансам с губисполкомом.
§ 23. Другие ответственные работники финансовых отделов и подотделов назначаются коллегией финансового отдела губисполкома из числа лиц, обладающих-необходимыми специальными знаниями, по представлениям заведующих соответственными подотделами.
§ 24. О состоявшихся назначениях коллегия финансового отдела тотчас осведомляет как губисполком х, так и Народный комиссариат по финансам.
§ 25. Остальные сотрудники назначаются лицами, стоящими во главе тех подотделов, где данные сотрудники работают непосредственно.
§ 26. Увольнение служащих производится в том же порядке, что и их назначение.
Р а з д е л IV
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
§ 27. В отношении принятия настоящего Положения Петроград и Москва приравниваются к губерниям. Другие города, имеющие право самостоятельного участия в губернских съездах Совдепов, приравниваются к уездам.
§ 28. Устройство финансовых отделов признанных Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом областей будет предметом особых правил.
§ 29. Необходимые по местным условиям изменения и дополнения настоящего Положения определяются Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом государственного контроля и Народным комиссариатом внутренних дел.
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар финансов Н. Крестинский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964
18 октября проекты декрета и положения были внесены Народным комиссариатом финансов в СНК . На заседании СНК 22 октября было предложено представителям Народных комиссариатов финансов и внутренних дел обсудить их. 29 октября С Н К передал проекты в комиссию из представителей Народных комиссариатов юстиции, внутренних дел, государственного контроля и финансов для окончательной доработки. На заседании СНК к октября декрет и положение были утверждены.
1 и в «Известиях» здесь и в §16 п. д нет; исправлено по подлиннику и другим изданиям.