ДЕКРЕТ О ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Единственным источником денежных средств всех государственных (национализированных, прежних казенных, секвестрованных и др.) предприятий являются ассигнования из кредитов по росписи общегосударственных доходов и расходов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
- Все, без исключения, денежные поступления за сдаваемые предприятиями продукты своего производства и по другим всякого рода доходным статьям, чеки, переводные билеты, наличные деньги и проч. сдаются самим предприятием или регулирующим данную отрасль производства учреждением в доход казны по данному предприятию или данной отрасли производства.
- Расходы всех государственных предприятий производятся исключительно по сметам, составляемым самим предприятием по установленной форме и утверждаемым на основании нижеследующих статей.
- Сметы предприятия, находящегося на ходу, утверждаются производственными отделами или главками Высшего совета народного хозяйства с участием представителей Комиссариатов финансов и государственного контроля. Список отделов и главков, которым предоставляется такое право, устанавливается Президиумом Высшего совета народного хозяйства. Представители Комиссариатов финансов и государственного контроля могут заявлять протест против той или иной части сметы, но не против всей сметы в целом. Тогда Высшему совету народного хозяйства предоставляется входить в сношения с Народными комиссариатами государственного контроля и финансов для устранения возникшего разногласия. Если и после этого разногласие останется неустраненным, оно переносится на разрешение Совета Народных Комиссаров, но это не останавливает предварительного в таком случае утверждения отделом или главком сметных ассигнований в тех суммах, на отпуск которых согласились представители поверяющих ведомств. Одобренные таким образом сметы передаются отделом или главком Финансово-экономическому отделу Высшего совета народного хозяйства для открытия соответствующих кредитов.
- Сметы на организацию новых производств и предприятий и на сооружения государственного значения передаются соответствующими отделами и главками на утверждение Финансово-экономического отдела Высшего совета народного хозяйства, где рассматриваются и утверждаются с участием представителей Комиссариатов: финансов и государственного контроля. Относительно частей сметы, вызывающих разногласие, сохраняется порядок, указанный в п. 4.
- Распорядителем кредитов первой степени по всем сметам Высшего совета народного хозяйства и его оборотного фонда является Президиум Высшего совета народного хозяйства.
- По отношению к предприятиям, объединенным или постановлением Президиума Высшего совета народного хозяйства переданным в непосредственное управление отдела Высшего совета народного хозяйства, или главков — правом распорядителей кредитов первой степени пользуются и соответственные отделы Высшего совета народного хозяйства и главки, по отношению к прочим предприятиям — районные и губернские советы народного хозяйства, причем отделы Высшего совета народного хозяйства, главки, центры, районные и губернские отделы Высшего совета народного хозяйства действуют в этом случае на основании утвержденных Президиумом Высшего совета народного хозяйства правил.
- В случае невозможности представления детальной сметы предприятие обязано представить в соответствующее учреждение Высшего совета народного хозяйства предварительные суммарные соображения о величине средств, требующихся по следующим категориям: а) на заработную плату — с указанием приблизительного количества рабочих и служащих, б) на заготовку сырья и топлива — с указанием приблизительного количества и рода подлежащего заготовке сырья и топлива, в) на прочие расходы — в общей приблизительной сумме.
- Утверждающее смету учреждение Высшего совета народного хозяйства на основании полученных предварительных соображений имеет право отпустить предприятию авансом сумму, соответствующую приблизительной фактической потребности предприятия на двухмесячный период, включая сезонные заготовки в том размере, какие могут быть фактически произведены в эти два месяца. Авансы в указанном размере могут выдаваться лишь один раз в сметный период.
- Для выдачи указанных в предшествующем пункте авансов производственные отделы Высшего совета народного хозяйства \ главки и центры получают от Президиума Высшего совета народного хозяйства через Финансово-экономический отдел Высшего совета народного хозяйства определенный кредит, в пределах которого и назначают авансы в указанном выше порядке.
- Районные и губернские советы народного хозяйства получают кредиты для ‘выдачи вышеуказанных авансов по каждой отрасли производства от соответственного отдела Высшего совета народного хозяйства или главка.
- Производственные отделы Высшего совета народного хозяйства на тех же основаниях, какие предусматриваются для отдельных государственных предприятий, получают авансы на операционные расходы по заготовке сырья, топлива, материалов и изделий по особому на это разрешению Президиума Высшего совета народного хозяйства.
- Размер оборотного фонда Высшего совета народного хозяйства для выдачи авансов и для неотложных операционных расходов определяется в 20% полугодового бюджета Высшего совета народного хозяйства.
Примечание. С изданием настоящего декрета отменяются правила о выдаче авансов национализированным и секвестрованным предприятиям 17 мая 1918 г. («Собрание Узаконений» 3 № 36, ст. 477).
- Ассигнованные отдельным государственным предприятиям, их объединениям и другим учреждениям Высшего совета народного хозяйства в порядке 4, 5, 8—12 статей суммы заносятся на вновь открываемые в Народном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики этим предприятиям и учреждениям счета.
- Расходование этих сумм производится согласно сообщаемой утверждающим смету учреждением Народному банку расходной сметы с указанием основных расходных статей и сроков расходов.
- Все распоряжения руководящих предприятиями и учреждениями органов, данные в пределах этих смет, обязательны для Народного банка, который следит лишь за формальной правильностью требований, не входя в обсуждение их по существу.
- Все изменения сообщенных Народному банку смет как в смысле увеличения или уменьшения ассигнованных сумм, так и в смысле изменения порядка и условий их расходования, — производятся теми же органами Высшего совета народного хозяйства, которыми сделаны первоначальные ассигнования.
- Одновременно с сообщением расходной сметы предприятия или учреждения утверждающий ее орган сообщает Народному банку и приблизительный краткий производственный план с указанием общего количества предположенных к выпуску в течение сметного периода изделий и их стоимости.
- Каждое предприятие периодически, в сроки, установленные тем же органом, который утверждает смету, сообщает Народному банку копии посылаемых в регулирующие органы сведений о количестве выпущенных предприятием продуктов и изделий с обозначением их денежной стоимости.
- Комиссариату финансов совместно с Высшим советом народного хозяйства и Народным комиссариатом государственного контроля поручается в двухнедельный срок выработать подробную инструкцию о счетоводстве по финансированию государственных предприятий в Народном банке и представить ее на утверждение Совета Народных Комиссаров.
- Настоящий декрет вступает в силу с 1 марта 1919 года.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Председатель Высшего Совета народного хозяйства
А. Рыков г.
Нарком финансов Крестинский.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
На заседании СНК 18 февраля Народным комиссариатом финансов был внесен проект постановления о финансировании промышленности; обсуждение было перенесено на четверг (20 февраля), всем народным комиссариатам и Президиуму ВСНХ было поручено присутствовать на заседании и принести письменные поправки к проекту. 20 февраля проект декрета был обсужден в СНК, для его доработки была создана комиссия в составе К. И. Ландера, А. И. Рыкова и Н. Н. Крестинского. На заседании СНК 4 марта декрет был утвержден вместе с декретом о ликвидации обязательств государственных предприятий.