Декрет СНК о прекращении пассажирского движения в целях подвоза к центрам продовольствия и топлива 10 марта.

ДЕКРЕТ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОДВОЗА К ЦЕНТРАМ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И УГЛЯ

Победоносное продвижение Красной Армии, особенно на Востоке и на Юге, снова возвратило рабочим и крестьянам Советской России хлебородные местности и районы выработки угля.

Успешная работа продовольственных органов дала возможность произвести заготовку хлеба и других продовольственных продуктов и подвести их к станциям заволжских, восточных и южных линий.

Временные затруднения, препятствовавшие успешному вывозу продовольствия из-за Волги вследствие разрушений, произведенных чехословаками на железных дорогах, устранены. Симбирск, Самара и Саратов дают достаточно хлеба, но расстройство транспорта, особенно железнодорожного, как наследие империалистической войны и вследствие мировой экономической разрухи, не дает возможности своевременно подвозить продовольствие к голодающим центрам и на север Советской России. Те же самые причины препятствуют своевременному подвозу из Донецкого бассейна твердого минерального топлива, этого главного питательного материала для промышленности и железных дорог.

Приближается весна, и дни распутицы могут еще более ухудшить продовольственный кризис и увеличить развившиеся на почве недоедания эпидемии тифа и других болезней.

Поэтому представляется необходимым принять быстрые и решительные меры, как в отношении смягчения продовольственного кризиса, так и в отношении борьбы с эпидемией тифа и вообще заразных заболеваний, проводниками коих во многих случаях являются железные дороги.

Принимая во внимание необходимость срочного решения вышеуказанных вопросов, в целях увеличения провозоспособности железных дорог и улучшения их санитарного состояния Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Прекратить пассажирское движение на срок от 18 марта по 10 апреля, с тем, однако, что пригородное движение для перевозки, как вообще граждан, так и преимущественно рабочих, живущих в окрестностях крупных центров и вынужденных ежедневно являться на работу из местностей, отстоящих на несколько десятков верст от этих центров, остается без изменения г.

2) Предложить Комиссариату путей сообщения принять безотлагательно все подготовительные меры к прекращению пассажирского движения к указанному сроку.

3) Использовать освободившиеся от пассажирского движения паровозы для товарного движения исключительно для подвоза продовольствия к центру.

4) Предложить Комиссариату здравоохранения, по соглашению с Комиссариатом путей сообщения, принять ряд экстренных и решительных мер по улучшению санитарного состояния станций и дезинфицировать пассажирские вагоны.

5) Предписать Комиссариату путей сообщения (по соглашению с Комиссариатом почт и телеграфов) обеспечить беспрепятственную доставку почты.

6) Предписать Комиссариату продовольствия и Комиссариату по военным делам принять меры к незамедлительному согласованию с Комиссариатом путей сообщения всех вопросов, связанных с перевозками, имея в виду, что наиболее продуктивное выполнение общего плана перевозок в зависимости от наличия и распределения по сети перевозочных средств возлагается на Комиссариат путей сообщения.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.

Москва, Кремль.

8 марта 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


На заседании Совета Обороны 17 февраля был заслушан доклад председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красина об угле на Украине; было постановлено поручить Народному комиссариату путей сообщения «немедленно провести прекращение частного пассажирского движения, в первую очередь на юге», и представить через неделю доклад об исполнении. Однако 24 февраля Совет Обороны по предложению Народного комиссариата путей сообщения отменил свое постановление от 17 февраля.

6 марта СНК заслушал вопрос о прекращении пассажирского движения с 15 марта и постановил: «Дать задание Комиссариату путей сообщения к субботе [8 марта] обсудить следующие меры: а) 4-недельное полное или почти полное прекращение пассажирского движения; б) соответствующим образом организовать советские поезда; в) обсудить вопрос о полном прекращении товарного движения на второстепенных и третьестепенных линиях». К 8 марта Народным комиссариатом путей сообщения был подготовлен проект декрета, на который В. И. Ленин дал замечания. Вместе с проектом декрета В. И. Ленину была прислана справка о количестве освобождающихся паровозов при сокращении пассажирского движения, на которой В. И. Ленин написал свой вариант сокращения пассажирского движения. 8 марта СНК заслушал доклад Народного комиссариата путей сообщения и обсудил проект декрета и постановил: «а) Сократить пассажирское движение на срок с 18 марта по 10 апреля, проводя его в такой мере, чтобы сэкономить 220 паровозов, б) Сохранить советские поезда, не оповещая об этом население, в) Поручить тт. Невскому, Курскому и Аванесову выработать декрет о прекращении пассажирского движения» и, если декрет будет принят единогласно, поручить В. И. Ленину подписать его от имени СНК и опубликовать во вторник (11 марта). СНК также постановил поручить В. А. Карпинскому, В. И. Невскому и Л.С.Сосновскому составить популярные листки о прекращении пассажирского движения; Народным комиссариатам почт и телеграфов и внутренних дел принять меры по охране мелких станций. Декрет был подписан В. И. Лениным 10 марта.

В. И. Ленин в своем выступлении на заседании Петроградского Совета 12 марта говорил: «Это прекращение пассажирского движения может дать три с половиной миллиона пудов хлеба, который можно подвезти, хотя слабыми пассажирскими паровозами» (Поли. собр. соч., том 38, стр. 20).