ДЕКРЕТ ОБ ЭВАКУИРОВАННЫХ И ВЫВЕЗЕННЫХ ИЗ ПРЕДЕЛОВ БЫВ. ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ЗАВЕДЕНИЯХ, ИМУЩЕСТВАХ, КАПИТАЛАХ и т. п.
В развитие декрета от 26 января 1918 г.1 (№ 19 «Собрания Узаконений и Распоряжений», ст. 291) по делам ликвидации учреждений быв. Царства Польского постановляется:
Ст. 1. В ведение Польского комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей передаются в порядке, указанном в настоящем декрете, эвакуированные по военным и вывезенные по политическим обстоятельствам из территории Польши, независимо от времени вывоза: а) государственные, общественные и частные учреждения, заведения и архивы всех ведомств и находящиеся в их ведении государственное и общественное имущество и капиталы всех категорий; б) частное имущество, хотя и не находящееся в ведении перечисленных выше учреждений, но имеющее общественное значение; в) предметы науки и искусства и предметы, имеющие историческое значение; г) те отдельные части центральных ведомств и учреждений Российской республики или быв. Российской империи, деятельность которых всецело связана с территорией быв. Царства Польского; д) учреждения и заведения правительственные, общественные и частные, которые, функционируя вне территории быв. Царства Польского, находились в подчинении установлений,
действовавших на этой территории, или которые, находясь в губерниях, смежных с территорией быв. Царства Польского, в своей деятельности отчасти связаны были с этой территорией; причем вопрос о их передаче в ведение Польского комиссариата решается в порядке ст. 6.
Ст. 2. Порядок передачи в ведение Польского комиссариата вышепоименованных учреждений и имуществ определяется следующим образом:
а) означенные учреждения и имущества передаются в ведение Польского комиссариата или 1 по инициативе заинтересованного народного комиссариата и с согласия Польского комиссариата, или по почину Польского комиссариата и с согласия подлежащего наркома;
б) Польский комиссариат принимает в свое ведение учреждения и имущества из ведомств, в коих они до сего находились; учреждения же и имущества бесхозяйные, не состоящие в ведении советских органов, Польский комиссариат принимает немедленно в свое ведение, уведомляя об этом подлежащий народный комиссариат, причем окончательное разрешение вопроса о признании этих учреждений и имуществ подлежащими ведению Польского комиссариата определяется заинтересованным наркомом при участии Польского комиссариата;
в) распределение эвакуированного имущества по ведомствам производится специальными образованными на местах междуведомственными комиссиями, в состав которых Польский комиссариат посылает своих представителей.
Ст. 3. Под ведением учреждениями и имуществами, предусмотренным в ст. ст. 1 и 2 настоящего декрета, понимается, согласно декрету от 26 января 1918 г., право наблюдения и контроля, которое принадлежит исключительно Польскому комиссариату. Кроме того, Польскому комиссариату может быть предоставлено право фактического распоряжения поименованными в ст. 1 учреждениями и имуществами; причем порядок фактического распоряжения разрешается соглашением подлежащего наркома с Польским комиссариатом. В случае разногласия вопрос вносится на разрешение совещания в составе двух представителей Польского комиссариата, двух представителей подлежащего народного комиссариата по принадлежности и обязательно представителя Народного комиссариата по иностранным делам. В случае опротестования решения этого совещания подлежащим народным комиссариатом или Польским комиссариатом вопрос передается на 8 разрешение Совнаркома.
Ст. 4. Впредь все проекты декретов по вопросам, связанным с вышеуказанными учреждениями, вносятся Комиссариатом по польским национальным делам в Совет Народных Комиссаров через
коллегию при Народном комиссариате по делам национальностей с ведома подлежащего наркома или заинтересованным народным комиссариатом с ведома Польского комиссариата.
Примечание. Все изданные до сих пор без предварительного соглашения с Польским комиссариатом противоречащие настоящему декрету постановления областных и местных совнаркомов и Совдепов, приказания и распоряжения отдельных народных и других комиссаров подлежат отмене подлежащими комиссариатами по представлению Польского комиссариата.
Ст. 5. Все дела по вопросам, касающимся временного функционирования, прекращения деятельности и ликвидации переданных, согласно ст. ст. 1 и 2, в ведение Польского комиссариата эвакуированных или вывезенных учреждений, заведений и т. д., а также касающимся судьбы как эвакуированных из Польши, так и оставленных там их служащих, эвакуированных или вывезенных капиталов, предметов и имуществ, решаются в порядке ст. 3.
При разрешении вопросов, затрагивающих интересы казны, на заседания обязательно приглашаются представители Государственного контроля и Народного комиссариата финансов с правом совещательного голоса; указанные представители имеют право опротестования принятых совещанием решений в Совнарком. При разрешении вопроса о служащих обязательно присутствие на тех же правах представителей Комиссариата труда и Комиссариата социального обеспечения.
Ст. 6. Поскольку при решении вопросов, указанных в статье 5, могут быть затронуты интересы тех территорий и национальностей, которые входят в круг деятельности других национальных комиссариатов, а также для решения вопроса в ведение какового национального комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей должны быть переданы учреждения, указанные в пункте «д» ст. 1, Польский комиссариат входит предварительно в соглашение с подлежащими национальными комиссариатами или Ликвидационной коллегией при Народном комиссариате по делам национальностей.
Ст. 7. Всем народным комиссариатам, местным советским учреждениям и подведомственным им учреждениям вменяется в обязанность представлять в распоряжение Ликвидационной комиссии при Польском комиссариате необходимые сведения, отчеты и т. п. по вопросам, перечисленным в ст. ст. 1, 4 и 5.
Ст. 8. Комиссар по польским национальным делам имеет право:
а) назначать в указанные в ст. 1 учреждения и т. д. своих уполномоченных, снабжая их определенными инструкциями и оповещая непосредственно или при посредстве центральных ведомств те учреждения и т. д., по которым данные уполномоченные назначаются, а также б) в случае надобности образовать, по соглашению с подлежащим наркомом, «ликвидационные управления» или «делопроизводства», определяя их права и обязанности совместно с подлежащим наркомом.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
19 ноября 1918 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
Проект декрета, внесенный Комиссар и атом по польским делам, обсуждался на заседании Комиссии при СНК 24 мая; было постановлено отложить решение вопроса; комиссии в составе представителей Народных комиссариатов иностранных дел, финансов, по делам национальностей, государственного контроля, по военным делам, юстиции, почт и телеграфов, имуществ Республики и Комиссариата по польским делам в течение 5 дней предлагалось согласовать проект декрета со всеми заинтересованными ведомствами. В тот же день СНК утвердил это решение Комиссии при СНК.
В созданной СНК комиссии выявились разногласия, особенно по первому пункту. Представители Народного комиссариата по военным делам предлагали ограничить права Комиссариата по польским делам учетом и регистрацией дел и имуществ эвакуированных учреждений быв. Царства Польского. Большие трудности в работу Комиссариата по польским делам внес приказ Народного комиссариата государственного контроля от 12 июня о ликвидации эвакуированных контрольных палат и передаче их дел в архивы местных органов Народного комиссариата государственного контроля. 3 августа СНК отменил приказ и поручил Народному комиссариату государственного контроля установить порядок, срок и объем ликвидационных работ по соглашению с Народными комиссариатами по делам национальностей и финансов.
7 августа проект декрета был принят Комиссией при СНК, но в тот же день СНК отменил это решение и постановил передать проект декрета на заключение Народного комиссариата иностранных дел. 2 ноября проект декрета обсуждался на заседании СНК; было постановлено передать его на заключение комиссии из представителей Народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, иностранных дел и государственного контроля. 14 ноября для редактирования проекта декрета СНК создал комиссию из представителей Народных комиссариатов юстиции, внутренних дел и Комиссариатов по польским и литовским делам, комиссии предоставлялся пятидневный срок. На заседании СНК 19 ноября декрет был утвержден.