ДЕКРЕТ
ОБ ЭВАКУИРОВАННЫХ И ВЫВЕЗЕННЫХ ИЗ ПРЕДЕЛОВ ЛИТВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ЗАВЕДЕНИЯХ, ИМУЩЕСТВАХ, КАПИТАЛАХ и т. п.
В развитие декрета от 28 декабря 1917 г. (№ 12 «Собрание Узаконений и Распоряжений», ст. 184) о передаче всех государственных и общественных учреждений, эвакуированных из Литвы, в ведение Комиссариата по литовским делам постановляется:
Ст. 1. В ведение Комиссариата по литовским делам при Народном комиссариате по делам национальностей передаются в порядке, указанном в настоящем декрете, эвакуированные по военным и вывезенные по политическим обстоятельствам из территории Литвы, независимо от времени вывоза: а) все государственные, общественные и частные учреждения, заведения, канцелярии и архивы всех ведомств и находящееся в их ведении государственное и общественное имущество и капиталы всех категорий; б) частное имущество, хотя и не находящееся в ведении перечисленных выше учреждений, но имеющее общественное значение; в) предметы науки и искусства и предметы, имеющие историческое значение; г) те отдельные части центральных ведомств и учреждений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или быв. Российской империи, деятельность которых всецело связана с территорией Литвы; д) учреждения и заведения, правительственные, общественные и частные, которые, функционируя вне территории Литвы, находились в подчинении установлений, действовавших на этой территории, или которые, находясь в губерниях, смежных с территорией Литвы, в своей деятельности отчасти связаны были с этой территорией, причем вопрос об их передаче в ведение Комиссариата по литовским делам решается в порядке ст. 6.
Ст. 2. Порядок передачи в ведение Комиссариата по литовским делам вышепоименованных учреждений и имуществ определяется следующим образом: а) означенные учреждения и имущества передаются в ведение Комиссариата по литовским делам, или по инициативе заинтересованного народного комиссариата и с согласия Комиссариата по литовским делам, или по почину Комиссариата по литовским делам и с согласия подлежащего наркома; б) Комиссариат по литовским делам принимает в свое ведение названные учреждения и имущества из ведомств, в ведении коих они до сих пор находились; учреждения же и имущества, не состоящие в ведении советских органов, Комиссариат по литовским делам принимает немедленно в свое ведение, уведомляя об этом надлежащий народный комиссариат, причем окончательное разрешение вопроса о при
нятии этих учреждений и имуществ, подлежащих ведению Народного комиссариата по литовским делам, определяется заинтересованным наркомом при участии Комиссариата по литовским делам;
в) распределение эвакуированного имущества по ведомствам производится специальными, образованными на местах, междуведомственными комиссиями, в состав которых Комиссариат по литовским делам посылает своих представителей.
Ст. 3. Под ведением учреждениями и имуществами, предусмотренными вст. ст. 1 и 2 настоящего декрета, понимается1 согласно декрету от 28 декабря 1917 г. право наблюдения и контроля, которое принадлежит исключительно Комиссариату по литовским делам. Кроме того, Комиссариату по литовским делам может быть предоставлено право фактического распоряжения поименованными в ст. 1 учреждениями и имуществами, причем порядок фактического распоряжения разрешается соглашением подлежащего наркома с Комиссариатом по литовским делам. В случае разногласия вопрос вносится на разрешение совещания в составе двух представителей Комиссариата по литовским делам, двух представителей подлежащего народного комиссариата по принадлежности и обязательно представителя Народного комиссариата по иностранным делам. В случае опрртестования решения этого совещания подлежащим народным комиссариатом или Комиссариатом по литовским делам вопрос передается на разрешение Совета Народных Комиссаров.
Ст. 4. Впредь все проекты декретов по вопросам, связанным с вышеуказанными учреждениями, вносятся Комиссариатом по литовским делам в Совет Народных Комиссаров через коллегию при Народном комиссариате по делам национальностей с ведома подлежащего наркома или заинтересованным народным комиссариатом с ведома Комиссариата по литовским делам.
Примечание. Все изданные до сих пор без предварительного соглашения с Комиссариатом по литовским делам противоречащие настоящему декрету постановления областных и местных совнаркомов и Совдепов, приказания и распоряжения отдельных народных и других комиссаров, поскольку они относятся к указанным в ст. 1 учреждениям, подлежат1 2 отмене подлежащими комиссариатами по представлению Комиссариата по литовским делам.
Ст. 5. Все дела по вопросам, касающимся временного функционирования, прекращения деятельности и ликвидации переданных, согласно ст. ст. 1 и 2, в ведение Комиссариата по литовским делам эвакуированных или вывезенных учреждений, заведений и т. д., а также касающимся судьбы как эвакуированных из Литвы, так и оставленных там их служащих, эвакуированных или вывезенных капиталов, предметов и имущества, а также переданных в ведение Комиссариата по литовским делам учреждений, решаются
Комиссариатом по литовским делам по соглашению с подлежащими народными комиссариатами.
В случае недостижения соглашения вопрос решается в порядке ст. 3. При разрешении вопросов, затрагивающих интересы казны, на 1 заседания обязательно приглашаются представители Государственного контроля и Народного комиссариата финансов с правом совещательного голоса. Указанные представители имеют право опротестования принятых совещанием решений в Совнарком. При разрешении вопроса о служащих обязательно присутствие на тех же правах представителей Комиссариата труда и Комиссариата социального обеспечения.
Ст. 6. Поскольку при решении вопросов, указанных в ст. 5, могут быть затронуты интересы тех территорий и национальностей, которые входят в круг деятельности других национальных комиссариатов, а также для решения вопроса, в ведение какого национального комиссариата по делам национальностей должны быть переданы учреждения, указанные в п. «д» ст. 1, Комиссариат по литовским делам входит предварительно в соглашение с подлежащими национальными комиссариатами или Ликвидационной коллегией при Народном комиссариате по делам национальностей.
Ст. 7. Всем народным комиссариатам, местным советским учреждениям и подведомственным им учреждениям вменяется в обязанность представлять в распоряжение Комиссариата по литовским делам необходимые сведения, отчеты и т. п. по вопросам, перечисленным в ст. ст. 1, 4 и 5.
Ст. 8. Комиссар по литовским делам имеет право: а) назначать в 3 указанные в ст. 1 учреждения и т. д. своих уполномоченных, снабжая их определенными инструкциями и оповещая непосредственно или при посредстве центральных ведомств те учреждения и т. д., по которым данные уполномоченные назначаются, а также
б) в случае надобности образовать, по соглашению с подлежащим наркомом, «ликвидационные управления» или «делопроизводства», определяя их права и обязанности совместно с подлежащим наркомом.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
19 ноября 1918 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
Проект декрета, внесенный Комиссариатом по литовским делам и одобренный Народным комиссариатом иностранных дел 7 октября, был утвержден СНК 19 ноября.