Декрет СНК, об организации снабжения населения всеми продуктами личного потребления и домашнего хозяйства 21 НОЯБРЯ.

ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СНАБЖЕНИЯ

1

В целях замены частноторгового аппарата и для планомерного снабжения населения всеми продуктами из советских и кооперативных распределительных пунктов на Комиссариат продовольствия (Компрод) возлагается заготовка всех продуктов, служащих для личного потребления и домашнего хозяйства.

2

Означенные продукты, вырабатываемые на национализированных фабриках и заводах и др. предприятиях, а равно и на предприятиях, взятых на учет органами Высшего совета народного хозяйства, передаются Компроду соответствующими главками, центрами и т. д. на основании планов использования (ст. 7). Остальные товары заготовляются Компродом.

3

Для снабжения и правильного распределения продуктов используется и организуется сеть государственных и кооперативных оптовых складов и розничных советских и кооперативных лавок. Оптовые склады и розничные лавки кооперативов остаются в их управлении, но под контролем Компрода (ст. 15).

4
Со дня вступления в силу настоящего декрета никакие центральные и местные государственные учреждения, кроме Компрода и его местных органов, не имеют права принимать мер по регулированию торговли продуктами, на которые распространяется настоящий декрет, а равно издавать запрещения или давать разрешения на ввоз и вывоз внутри страны продуктов, обнимаемых настоящим декретом.

Разрешения на вывоз из какой-либо местности этих продуктов и на провоз в пределах Советской России, выдаваемые Компродом и его органами, являются окончательными, и никакие органы власти не имеют права требовать для исполнения таких нарядов и разрешений Компрода каких бы то ни было иных разрешений.

Примечание. За Высшим советом народного хозяйства и его органами сохраняется право на перевозки и выдачу соответствующих разрешений относительно той части предметов, охватываемых настоящим декретом, которые предназначены для производственного потребления (снабжения фабрично-заводских и других предприятий).

5

Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация соответственных торговых фирм могут осуществляться только Компродом или уполномоченными им на то органами.

Реквизиция и конфискация и муниципализация розничных лавок и фирм осуществляется только местными органами Компрода, с утверждения исполкома.

Все продукты для личного потребления и домашнего хозяйства, взятые на учет или реквизированные какими бы то ни было учреждениями, кроме Высовнархоза и его органов, немедленно сдаются на учет и в распоряжение Компрода.

Указанные продукты и впредь в случае их реквизиции или конфискации кем бы то ни было (в том числе железными дорогами, судом и Всероссийской чрезвычайной комиссией) должны сдаваться не позже двухнедельного срока после реквизиции или конфискации их в центральные и местные органы Компрода.

Примечание. Реквизиция и конфискация оптовых торговых складов и национализация торговых фирм, торгующих не только предметами личного потребления и домашнего хозяйства, осуществляются Высшим советом народного хозяйства по соглашению с соответствующим комиссариатом.

6

Всем делом снабжения населения монопольными ,и немонопольными продуктами промышленного и кустарного производства ведает Главное управление продуктораспределен и я Компрода (Главпро

дукт). В коллегию Главпродукта входят два представителя Высшего совета народного хозяйства и один представитель Комиссариата торговли и промышленности.

7

В план использования (ст. 2-я) входит: во-1-х, определение того, какое количество продуктов предназначается для экспорта, какое для резерва, какое для промышленного потребления и какое для распределения среди населения; во-2-х, установление цены продукта как фабричной, так и оптовой и розничной; в-3-х, план распределения всего предназначенного для населения продукта.

Выработка плана использования в применении к части 1-й и 3-й ст. 7 производится комиссией Высшего совета народного хозяйства, в состав которой входят три представителя Высшего совета народного хозяйства, три представителя Компрода и один представитель Комиссариата торговли и промышленности, а в применении к части 2-й — Комитетом цен Высшего совета народного хозяйства. Планы использования всех производимых в стране и импортируемых продуктов, а также план распределения и цены утверждаются Президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Комдродом.

8

Для руководства заготовкой тех продуктов, производство и заготовка которых не являются государственной монополией, Главпродукт организует для отдельных групп продуктов закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативы, рабочих и торговых служащих.

9

На Главпродукт возлагается также проведение других мер по регулированию товарообращения в стране и организации торговой инспекции.

10

Установление списка монопольных продуктов производится Президиумом Высшего совета народного хозяйства по соглашению с Компродом.

Все заводы, фабрики и горные предприятия обязаны впредь сдавать указанные продукты (в доле, назначенной планом использования Высшего совета народного хозяйства для распределения среди населения) исключительно Компроду, Главпродукту и уполномоченным им органам.

11
Фабрично-заводские оптовые склады, хотя бы находящиеся не в месте нахождения фабрики и завода, а также склады главков, центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов остаются в заведовании и управлении соответственных главков и центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов и управлений фабрично-заводскими предприятиями. То количество поступающих на эти склады продуктов, какое по утвержденному Высшим советом народного хозяйства плану предназначается для распределения среди населения, с момента поступления в эти склады переходит в распоряжение и на учет Компрода (в лице Главпродукта) и уполномоченных им органов.

12

За предоставляемый в распоряжение Главпродукта и уполномоченных им органов продукт Главпродукт и его органы расплачиваются с фабриками, заводами, главками, центрами и отделами Высшего совета народного хозяйства и совнархозов в двухнедельный срок с момента получения ими уведомления о приобретении ими права на распоряжение соответственным количеством продукта. Кооперативные организации расплачиваются непосредственно с главками, центрами, фабриками и заводами за продукты, распределение которых передано кооперативам.

13

Все существующие акцизные сборы отменяются. К цене, по которой Высший совет народного хозяйства сдает продукт Компроду, может быть прибавляемо начисление в пользу государства. Необходимость и размер начисления определяются Президиумом Высшего совета народного хозяйства при участии представителей Ком-финанса и Компрода, а при разногласии — Совнаркомом. Перечисление соответственных сумм на счет Государственного казначейства производится Компродом по каждому продукту в отдельности в двухнедельный срок по отправке продуктов с фабрик по нарядам Главпродукта.

Примечание. Впредь до определения размеров начисления оно производится в размере существовавших до сих пор акцизов.

14

В каждой губернии губернские органы Компрода не позже чем к 1 января 1919 г. утверждают достаточно густую для удобства населения сеть розничных лавок, через которые отпускаются моно-

польные продукты, причем в эту сеть розничных лавок включаются советские лавки и лавки кооперативных обществ. Для получения продуктов, распределяемых через советские и кооперативные лавки, каждый гражданин должен приписаться к какой-либо определенной и входящей в сеть розничной лавке.

15

При переходе к муниципализации розничной торговли местные Совдепы и продовольственные органы обязаны руководствоваться следующими правилами:

а) Муниципализации подлежат, во-первых, розничные торговые предприятия, во-вторых, оптовые торговые предприятия постольку, поскольку они имеют местное значение.

Примечание. Вопрос о том, имеет ли оптовое предприятие местное значение, разрешается в случае сомнений Главпродуктом, который имеет право изымать подлежащие предприятия в свое ведение;

б) В первую очередь муниципализации подвергается торговля теми продуктами, которые объявлены монопольными.

в) Муниципализация розничной торговли немонополизирован-ными продуктами впредь допускается только при создании центральными органами возможности снабжения этими продуктами населения через советские и кооперативные лавки.

г) При муниципализации отраслей торговли, указанных в предыдущих пунктах, муниципализируемые лавки не должны запечатываться более чем на семь дней; торговля в них должна с 8-го дня продолжаться за ответственностью агента продовольственного отдела, а при невозможности назначить такового — за ответственностью комитета служащих, хотя бы учет товара не был окончен, причем вся выручка сдается в кассу продовольственного отдела. Настоящее правило распространяется и на опечатанные до издания настоящего декрета магазины, причем недельный срок в этих случаях считается со дня опубликования настоящего декрета.

д) Кооперативные склады и лавки национализации не подлежат. В тех местах, где до издания настоящего декрета местными органами Советской власти были национализированы или муниципализированы кооперативы и реквизированы или конфискованы запасы товаров кооперативных лавок, — все эти кооперативы должны быть восстановлены, товары должны быть им возвращены, в недостающей части должен быть дан отчет и законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий.

Примечание. При восстановлении кооперативов обязательно принятие мер к тому, чтобы кулацкое или контрреволюционное извращение их деятельности не могло быть допущено и чтобы строгий контроль комитетов бедноты и местных Советов над ними осуществлялся систематически.

16
В правление Центросоюза и в правление областных и губернских кооперативных потребительских объединений входит по представителю Компрода, назначенному его коллегией.

Коллегия Главпродукта имеет право приостанавливать и отменять те решения Центросоюза и областных кооперативных объединений, которые касаются распределения продуктов, если эти решения будут признаны Главпродуктом противоречащими утвержденным планам или могущими неблагоприятно на них отразиться.

17

В той части, в какой кооперативные склады или розничные лавки могут быть снабжены монопольными или немонопольными продуктами с кооперативных фабрик и заводов или из кооперативных оптовых складов, они могут быть снабжены таковыми с государственных фабрик и заводов или из государственных оптовых складов в общем порядке:

18

Настоящий декрет входит в силу со дня опубликования.

Нарушение карается лишением свободы и конфискацией имущества в размерах по усмотрению суда в зависимости от тяжести нарушения, но для должностных лиц лишением свободы с принудительными работами на срок не менее года.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета Л. Фотиева.

Москва, Кремль.

21 ноября 1918 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


а

Замечания В. И. Ленина на заседании СНК 12 ноября

Возложить на /Высший совет народного хозяйства и/ Компрод подготовку в /кратчайший срок/ /дри/ два дня конкретных, практических мер /во-2-х/ во-1-х, к увеличению числа советских лавок и складов и к доведению этого числа до таких размеров, чтобы можно было, без ущерба для населения, закрыть все частные лавки /во-1-х/ во-2-х, к полному слиянию кооперативов и советских лавок и складов в единый аппарат снабжения, находящийся под строгим и полным контролем Советской власти.

Комиссия из Фрумкина, Ларина и /Тмирнова/ Крестинский

—- субботу

— выработать проект


б

Проект ВСНХ с пометками В. И. Ленина

ДЕКРЕТ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СНАБЖЕНИЯ

Часть I. Общие положения

  1. Для обеспечения действительного снабжения населения необходимыми продуктами путем правильного и непрерывного снабжения продуктов в советские и кооперативные розничные лавки и для борьбы со спекуляцией вводится государственная организация заготовки и распределения на основаниях, изложенных в настоящем постановлении.
  2. Руководство осуществлением заготовки, доставки и распределения продуктов, как сельскохозяйственных, так и промышленных, возлагается на Комиссариат снабжения (Комснаб) на основании планов использования, предусмотренных в ст. ст. 8—10, и в порядке, указанном в настоящем постановлении.
  3. Для проведения в жизнь планомерной государственной организации снабжения Комснабом создается сеть оптовых складов, как для тех продуктов, производство которых находится в руках государства, так и для тех продуктов, производство которых не монополизовано, но оптовая заготовка которых может быть централизована. Прочие отрасли торговли регулируются Комснабом на основаниях, изложенных ниже.
  1. Организация розничного распределения на местах возлагается на отделы снабжения местных Совдепов.
  2. К организации государством сети оптовых складов и к организации отделами снабжения местных Совдепов розничного распределения привлекаются кооперативы. Оптовые склады и розничные лавки кооперативов остаются в их управлении.
  3. Распределение продуктов, предназначенных для нужд промышленного снабжения, экспорта и резерва, а не для личного потребления и не для домашнего хозяйства, и заведование соответственными запасами организуется и осуществляется уполномоченными Высшим советом народного хозяйства органами.
  4. Со дня вступления в силу настоящего декрета никакие центральные или местные государственные учреждения, кроме настоящим декретом предусмотренных, не имеют права принимать меры по регулированию торговли продуктами, на которые распространяется настоящее положение.

Часть II. Организационные положения

  1. План использования всех производимых в стране и импортируемых продуктов утверждается Высшим советом народного хозяйства.
  2. В план использования входит: во-первых, определение того, какое количество продуктов предназначается для экспорта; какое — для резерва, какое — для промышленного потребления и какое—для распределения среди населения; во-вторых, установление цены продукта как фабричной, так и оптовой и розничной; в-третьих, утверждение норм распределения для всего предназначенного для населения продукта между городом и деревней, между различными слоями населения и между различными губерниями.
  1. Выработка плана использования в применении к части 1-й и 3-й ст. 9 производится комиссией Высшего совета народного хозяйства, в состав коей входят три представителя Высшего совета народного хозяйства и три представителя Комснаба, а в применении к части 2-й ст. 9 — Комитетом цен Высшего совета народного хозяйства.
  2. Осуществление плана использования (ст. 9) в части, касающейся распределения продуктов среди населения, возлагается на Комиссариат снабжения, в который переименовывается Комиссариат продовольствия, причем в коллегию Комснаба входят три члена от Высшего совета народного хозяйства.
  1. Всем делом снабжения населения монопольными и немонопольными продуктами, кроме сельскохозяйственных, ведает Главное управление продуктораспределения Комснаба (Главпродукт), в которое переименовывается Управление по продуктообмену. В коллегию Главпродукта входят 3 члена по назначению Комснаба и 2 члена по назначению Высшего совета народного хозяйства. Центральные органы коопераций имеют право делегировать в коллегию Главпродукта своего представителя с совещательным голосом.
  1. Для ведения монопольными продуктами в составе Главпродукта образуется Отдел монопольных продуктов (Главмон), а для ведения прочими продуктами — Отдел внутренней торговли (Главторг).
  1. Губернские продовольственные комитеты (отделы) переименовываются в губернские отделы снабжения (губснабы) и в состав их входят от 2-х до 3-х представителей губернских совнархозов.

Губернские органы кооперативных объединений имеют право делегировать в состав коллегии губснаба своего представителя с совещательным голосом.

  1. Губснабы, являющиеся отделами снабжения губернских Совдепов, ведают как продовольственными операциями, так и распределением монополизованных продуктов, назначаемых для нужд личного потребления и домашнего хозяйства, и регулированием внутренней торговли немонополизованными продуктами вообще.
  2. Областные, городские и прочие продовольственные комитеты переименовываются и преобразуются согласно указанному в ст. ст. 14 и 15.
  3. Включаемые в государственную сеть оптовые склады продовольственных организаций разных ведомств, а также реквизированные и национализуемые бывшие частные склады поступают в распоряжение и заведование Главпродукта и его органов. Принадлежащие кооперативным организациям оптовые склады остаются в управлении этих кооперативных организаций.
  4. Реквизиция и конфискация частных оптовых торговых складов и национализация торговых фирм осуществляются Комснабом в лице уполномоченных на это органов.
  5. Право учета и реквизиции продуктов, подведомственных Главпродукту, с момента передачи их производственными органами и предприятиями в распоряжение Главпродукта или его органов принадлежит исключительно этим учреждениям, и все права, принадлежащие доселе в этом отношении другим учреждениям, в том числе органам Военного ведомства и Всероссийской чрезвычайной комиссии, отменяются.
  6. Все продукты, подведомственные Главпродукту, взятые на учет или реквизированные какими бы то ни было учреждениями, кроме Высшего совета народного хозяйства и его органов, немедленно сдаются на учет и в распоряжение Главного управления продуктораспределения.
  1. Впредь все продукты, служащие для личного употребления и домашнего хозяйства, реквизуемые и конфискуемые кем бы то ни было (в том числе железными дорогами, судом и Всероссийской чрезвычайной комиссией), должны сдаваться в соответственные органы Комснаба не позже двухнедельного срока после реквизиции или конфискации, а прочие продукты — в соответственные органы Высшего совета народного хозяйства.
  2. Разрешения на вывоз из какой-либо местности и провоз в пределах Советской России, выдаваемые Главпродуктом и его органами в отношении подведомственных ему продуктов, являются окончательными, и никакие органы власти не имеют права требовать для исполнения таких нарядов и разрешений Главпродукта каких бы то ни было иных разрешений.

Часть III. Немонопол изованные продукты

  1. Организация заготовки и распределения продуктов промышленного производства для нужд населения и домашнего хозяйства и регулирование товарообращения в стране (кроме продуктов моно-пол изованных), в том числе организация торговой инспекции и контроля, возлагается на Отдел внутренней торговли (Главторг) Главного управления продуктораспределения.

Примечание. Права и обязанности, возложенные до издания настоящего постановления на Отдел внутренней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности, осуществляются впредь Отделом внутренней торговли Главпродукта.

  1. В связи с созданием сети оптовых складов Главторг организует для отдельных групп продуктов закупочно-регулирующие центры (оптоцентры), на каждый оптоцентр возлагается учет имеющихся запасов продуктов, составление общего торгового плана, контроль за его проведением путем контроля над оптовой и розничной торговлей согласно правилам, издаваемым Отделом внутренней торговли.

О запасах продуктов, находящихся на фабриках и заводах и фабрично-заводских складах, даются сведения соответствующими главками, центрами и отделами Высшего совета народного хозяйства.

  1. К заготовительным и распределительным функциям привлекаются кооперативные организации в согласии с особым постановлением Высшего совета народного хозяйства о взаимоотношениях государственных органов снабжения с кооперативными организациями.

Часть IV. Монополизованные продукты

  1. Делом снабжения населения продуктами, распределение которых объявляется постановлениями Высшего совета народного хозяйства государственной монополией, ведает Отдел монопольных продуктов (Главмон) Главного управления продуктораспределе-ния.
  1. Частным лицам и фирмам воспрещается оптовая и розничная торговля всеми монополизованными продуктами.
  2. Все заводы, фабрики и промышленные предприятия, изготовляющие монопольные продукты, обязаны впредь сдавать их исключительно Главмону.

Примечание. Под заводами, фабриками и промышленными предприятиями разумеются все предприятия этого рода как государственные и советские, так и кооперативные и частные.

  1. Фабрично-заводские оптовые склады, хотя бы находящиеся и не в месте нахождения фабрики или завода, а также склады главков, центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов, остаются в заведовании и управлении соответственных главков и центров и отделов Высшего совета народного хозяйства и их органов и управлений фабрично-заводскими предприятиями. То количество поступающего в эти склады продукта, какое по утвержденному Высшим советом народного хозяйства плану предназначается для распределения среди населения через монопольную сеть, — с момента поступления в эти склады переходит в распоряжение и на учет в Комснаб в лице Главпродукта и уполномоченных им органов и отправляется с них исключительно по его нарядам.
  2. За предоставляемый в распоряжение Главпродукта продукт Главпродукт расплачивается с фабриками, заводами, главками, центрами и отделами Высшего совета народного хозяйства и совнархозов в двухнедельный срок с момента получения ими уведомления о приобретении им права на распоряжение соответственным количеством продукта.
  3. Все существующие акцизные сборы отменяются. К цене, по которой Высший совет народного хозяйства дает продукт Комснабу, прибавляется начисление в пользу государства. Размер процента начисления определяется Президиумом Высшего совета народного хозяйства при участии представителей Комфинанса и Комснаба, а при разногласии — Совнаркомом. Перечисление соответственных сумм Комснабом на счет Государственного казначейства производится Комснабом по каждому продукту в отдельности в двухмесячный срок по отправке продуктов с фабрик по нарядам Главпродукта.

Примечание. Впредь до определения размеров начисления оно производится в размере существовавших до сих пор акцизов.

  1. В каждой губернии губернский орган Комснаба не позже чем до 1 января 1919 г. утверждает сеть розничных лавок, через которые отпускаются монополизованные продукты населению. Право расширения, сокращения и иных изменений сети принадлежит губснабу.
  1. Со дня утверждения монопольной сети (ст. 32) запрещается всякая розничная торговля монопольными продуктами иначе, как из лавок, входящих в монопольную сеть.
  2. В монопольную сеть розничных лавок включаются лавки советских учреждений и лавки кооперативных обществ.
  3. В сельских местностях, отнесенных Комснабом к избыточным в отношении сельскохозяйственных продуктов, отпуск монополизованных продуктов производится в порядке, указанном в декрете 8 августа 1918 г. об обязательном товарообмене.
  4. Для получения монополизованных продуктов каждый гражданин должен приписаться к какой-либо определенной, входящей в монопольную сеть, розничной лавке.
  5. Настоящее постановление входит в силу со дня опубликования.

в

Статья 14 проекта с правкой В. И. Ленина

14

При переходе к муниципализации розничной торговли местные Совдепы и продовольственные органы обязаны руководствоваться следующими правилами:

а) В первую очередь муниципализации подвергается торговля теми продуктами, которые перечислены в ст. 9-й.

б) Муниципализация розничной торговли немонополизованными продуктами впредь допускается только при создании центральными государственными органами возможности снабжения этими продуктами населения через советские и кооперативные лавки.

в) При муниципализации отраслей торговли, указанных в предыдущих пунктах, муниципализуемые лавки не должны запечатываться более чем на семь дней. Торговля в них должна с 8-го дня продолжаться за ответственностью агента продовольственного отдела и при невозможности назначить такового за ответственностью комитета служащих, хотя бы учет товара не был окончен, причем вся выручка сдается в доход казны. Настоящее правило распространяется и на опечатанные до издания настоящего декрета магазины, причем недельный срок в этих случаях считается со дня опубликования настоящего декрета.

г) Кооперативные склады и лавки муниципализации не подлежат. В тех местах, где вопреки декретам и политики центральной Советской власти вследствие бывшей оторванности мест от центра и в силу прочих обстоятельств местными органами Советской власти были национализированы или муниципализованы кооперативы и реквизированы или конфискованы запасы товаров кооперативных лавок — все эти кооперативы должны быть /немедленно/ восстановлены, товары должны быть им возвращены, в недостающей части должен быть дан отчет, и законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий. При восстановлении кооперативов обязательно принятие мер к тому, чтобы контрреволюционное или кулацкое извращение их деятельности не могло быть допущено и чтобы строгий контроль /Советской власти над всеми кооперативами/ комитетов бедноты и местных Советов над ними осуществлялся неукоснительно.


На заседании СНК 12 ноября обсуждался проект декрета об организации снабжения, выработанный ВСНХ на основе предложенного конференцией заведующих местными отделами Народного комиссариата торговли и промышленности и торговыми секциями советов народного хозяйства (28—30 октября) проекта о реорганизации дела снабжения. Проект ВСНХ В. И. Лениным был тщательно изучен (пометки В. И. Ленина на проекте см. б ). СНК была создана комиссия из представителей ВСНХ, Народных комиссариатов продовольствия и финансов, которой на основе замечаний В. И. Ленина (см. а) было предложено к 16 ноября «установить порядок муниципализации и национализации частной торговли и порядок снабжения населения продуктами при посредстве объединенных советскими органами советских и кооперативных лавок». 19 ноября СНК обсудил подготовленный комиссией проект декрета о муниципализации и национализации частной торговли, в пункте 14 которого В. И. Лениным была внесена поправка (см. в). Утвердив поправки, СНК поручил М. И. Фрумкину и Ю. Ларину к 21 ноября отредактировать проект. На заседании СНК 21 ноября проект декрета был утвержден; Народному комиссариату продовольствия и ВСНХ поручалось одновременно с опубликованием декрета опубликовать список товаров, Народным комиссариатам продовольствия и труда и ВСНХ — издать инструкцию о порядке привлечения кооперативов к делу снабжения и о контроле за ними.