ДЕКРЕТ ОБ УПРАЗДНЕНИИ НА ДОРОГАХ СЕТИ ДЕЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ НА КЛАССЫ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЕДИНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТАРИФА
1) Упразднить существующее на железных дорогах и подъездных путях общего пользования деление пассажирских вагонов на классы (I, II, III и IV).
2) Типом вагонов для перевозки пассажиров, в смысле внутреннего оборудования, временно признать вагоны нынешнего III класса, вменив в обязанность народному комиссару путей сообщения принять меры к возможному улучшению вагонов этого типа и к увеличению парка таковых.
3) До увеличения парка общего типа вагонов разрешить Народному комиссариату путей сообщения имеющиеся вагоны IV класса, вагоны-теплушки и вагоны, временно оборудованные для людских перевозок, приравнять, в отношении взимания провозной платы, к вагонам типа, указанного в пункте 2 настоящего декрета.
4) За проезд пассажиров в вагонах, указанных в пунктах 2 и 3, взимать платы во всех сообщениях по повышенным действующим ныне тарифам, установленным для проезда в вагонах I класса, со включением в таковые платы и государственного сбора, и с увеличением исчисленных указанным порядком плат на 25%, причем изменение этой платы, когда в том окажется необходимость, в сторону понижения ее или повышения предоставить тарифным учреждениям в установленном порядке.
Примечание 1. За проезд пассажиров по тем железнодорожным путям, на которых тарифы I класса не установлены, подлежат взиманию платы, исчисленные путем увеличения в 21/2раза применяемых ныне повышенных провозных плат пассажиров Ill класса, с увеличением исчисленных таким порядком плат на 25%.
Примечание 2. За проезд воинских чинов, следующих по воинскому тарифу, а также за проезд по всем льготным тарифам, платы, по которым рассчитываются по воинскому тарифу, в том числе за перевозку беженцев и арестантов, взимать, впредь до изменения по действующему ныне увеличенному пассажирскому тарифу II класса, с включением государственного сбора, и с увеличением исчисленных таким образом провозных плат на 25%. Тариф на перевозку переселенцев временно, впредь до пересмотра его, остается в действующем ныне размере.
Примечание 3. С введением в действие настоящего декрета, закон 27 сентября 1914 г. о временном налоге с перевозимых по железным дорогам пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов подлежит отмене в той его части, которая касается взимания этого налога с пассажирских билетов.
5) Разрешить железным дорогам, для удобства пассажиров, устанавливать поезда с увеличенной скоростью, скорые и курьерские, а равно включать в ночные и дальние поезда вагоны с нумерованными местами для сидения или для лежания и взимать, как за увеличенную скорость, так равно и за предоставление нумерованных мест особые, указанные в тарифе дополнительные платы.
6) Поручить народному комиссару путей сообщения установить и опубликовать во всеобщее сведение срок , с которого положения сего декрета будут проведены в жизнь по всем дорогам, а равно издать в развитие этого декрета соответствующие инструкции.
Председатель Совета Народных Комиссаров
Ульянов (Ленин).
Народный комиссар путей сообщения В. Невский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Л. Фотиева.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
9 сентября Комиссия при СНК предложила Народному комиссариату путей сообщения подготовить проект декрета об отмене на железных дорогах деления пассажирских вагонов на классы и о введении единого пассажирского тарифа. Проект декрета, подготовленный Народным комиссариатом путей сообщения, обсуждался на заседании СНК 2 ноября; представитель Народного комиссариата государственного контроля выступил против проекта, мотивируя тем, что повышение тарифа по предложенному проекту дает незначительный финансовый результат. СНК поручил междуведомственной комиссии из представителей Народных комиссариатов путей сообщения, государственного контроля и финансов переработать проект декрета. На заседании 13 ноября комиссия не пришла к единому мнению, поэтому СНК 23 ноября вернул проект на переработку в комиссию, пополнив ее представителем Народного комиссариата труда. 30 ноября комиссия с участием представителей Народных комиссариатов торговли и промышленности, внутренних дел. продовольствия и по военным делам признала необходимым повышение тарифов с таким расчетом, чтобы общая выручка увеличилась на 300—350 млн. рублей. Проект декрета, выработанный комиссией, был утвержден СНК 12 декабря.