ДЕКРЕТ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ
Усилиями рабочих и крестьян, ставших у власти в октябре 1917 года, сломан старый буржуазно-бюрократический аппарат. Взамен заживо прогнившего старого аппарата создан новый, рабоче-крестьянский, советский аппарат. Строительство социалистического общества, несмотря на неблагоприятные условия работы в обстановке гражданской войны, неуклонно идет вперед.
Старый бюрократизм разбит. Но бюрократы остались. Войдя в советские учреждения, они внесли туда дух косности и канцелярской волокиты, бесхозяйственности и распущенности.
Советская власть заявляет, что она не потерпит бюрократизма, в каких бы формах он ни проявлялся, что она изгонит его из советских учреждений решительными мерами.
Советская власть заявляет, что только вовлечение широких масс рабочих и крестьян в дело управления страной и широкого контроля над органами управления устранит недостатки механизма, очистит советские учреждения от бюрократической скверны и решительно двинет вперед дело социалистического строительства.
Органом, контролирующим деятельность советских учреждений, является Государственный контроль, деятельность которого протекала, однако, до сих пор в слишком тесных рамках формального надзора, благодаря преобладанию старых, чуждых социалистическому духу, сил. Необходимо поэтому прежде всего обновить и преобразовать этот орган, влить в него свежие силы рабочих контрольно-ревизионных организаций, дать ему новые задачи действительного, фактического контроля, вовлечь в его работу широкие слои1 рабочих и крестьян для того, чтобы Государственный контроль из органа формального контроля превратить в орган народного социалистического контроля, накопления опыта социалистического строительства и постоянного совершенствования всего механизма Советской власти.
В этих целях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет реорганизовать Государственный контроль на следующих основаниях:
- На Государственный контроль возлагаются функции непосредственного фактического контроля, обеспечивающего быстрое, неуклонное и целесообразное осуществление декретов и постановлений центральной власти во всех областях хозяйства и государственного управления.
- Государственному контролю предоставляется право:
а) Ближайшего наблюдения за деятельностью всех народных комиссариатов, их отделов на местах и всех вообще органов Советской власти.
б) Проверки деятельности упомянутых выше органов с точки зрения достигнутых в3 деле результатов.
- Государственному контролю вменяется в обязанность привлечение к суду должностных лиц за упущения и преступления и представление соответственной власти об их устранении.
- На Государственный контроль возлагается обязанность представлять на рассмотрение центральной власти и конкретные предложения, выработанные на основании наблюдений и обследований, об упрощении аппаратов Советской власти, упразднении параллелизма в работе, бесхозяйственности и канцелярской волокиты, а также о преобразовании самой системы управления в тех или иных областях государственной жизни.
- Для осуществления намеченных задач необходимо:
а) все существующие при отдельных ведомствах, организациях и предприятиях контрольно-ревизионные органы перевести в ведение Государственного контроля, самый же аппарат Государственного контроля1 преобразовать к новым задачам контроля;
б) привлекать к постоянному участию в Государственном контроле в центре и на местах рабочие и крестьянские организации;
в) сверх того систематически привлекать к участию в отдельных операциях Государственного контроля понятых из наиболее широких слоев трудящегося населения;
г) ввести систему летучей ревизии;
д) возложить на Государственный контроль наблюдение за организацией во всех учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и правильным их движением, а также образование при самом Государственном контроле особого бюро приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц, для рассмотрения этих заявлений Государственным контролем.
Примечание к 5 пункту. Порядок и форма объединения органов контроля определяется Народным комиссариатом государственного контроля по соглашению с соответствующими комиссариатами.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар государственного контроля И. Сталин (Джугашвили).
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Л. Серебряков.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971
Перед обсуждением в СНК проекта декрета о реорганизации Государственного контроля В. И. Ленин ознакомился с ним и наметил ряд мер изменений, которые затем изложил в записке И. В. Сталину (см. Поли, собр. соч., том 37, стр. 541—542). Проект декрета был обсужден на заседании СНК 8 марта; было предложено Народному комиссариату государственного контроля переработать проект согласно замечаниям В. И. Ленина н так же дополнить пунктами о точном определении прав и обязанностей по отношению к другим комиссариатам, о срочном разграничении ревизионно-контрольных функций от инспекторских, «причем инспекторские должны остаться в соответствующих комиссариатах». На вечернем заседании пленума ЦК РКП (б) 16 марта был обсужден этот вопрос и постановлено Государственный контроль «реформировать». 29 марта проект декрета был принят СНК за основу, утвержден с поправками и передан на окончательную редакцию в Народный комиссариат юстиции. На заседании СНК 1 апреля все народные комиссариаты были обязаны не позднее 2 апреля ознакомиться с проектом и к 3 апреля дать заключения. 3 апреля СНК вновь рассмотрел проект декрета, внес ряд поправок, создал комиссию в составе В. И. Ленина, И. В. Сталина и Д. И. Курского для переработки п. 5д и, если комиссия придет к единогласному решению, предложил считать декрет принятым и подлежащим публикации, в ином случае — внести проект декрета в СНК 5 апреля. В. И. Ленин внимательно изучил проект декрета и внес поправки. 9 апреля декрет был утвержден на заседании ВЦИК.