Критика необходима для развития. Всякая критика должна быть конкретна, подкреплена фактами, содержать точные рекомендации по устранению недостатков. Более того, только положительная критика применима. Которая не отрицает то, что сделано, а предлагает направить сделанное в положительное, результативное русло.
Некоторые товарищи увлекаются критикой, усматривая лишь негатив, отрицая результаты целиком. Другие товарищи усматривают изъяны нарочно, стремятся принизить чужие достижения, чтобы возвысить собственные. Это в корне неверный подход, вредящий делу.
Сергей Серый, РОО»Вперед!»
КРИТИКА И САМОКРИТИКА
Слепов Л.
Большевистский метод критики и самокритики
Метод воспитания кадров.
…
Оружием критики и самокритики наша партия борется против пережитков капитализма в сознании людей, против недостатков в работе партийных, советских и общественных организаций. Развертывая критику и самокритику, коммунистическая партия борется с недобросовестным отношением людей к своим обязанностям, с халтурой во всех ее видах и проявлениях. Критика и самокритика воспитывает в людях заботу о том, чтобы порученное дело выполнялось добросовестно, высококачественно, без брака.
Товарищ Сталин учит, что без самокритики мы не можем двигаться вперед, что самокритика нам нужна, как воздух, как вода, что сила большевизма в том и состоит, что он не боится критики и в критике своих недостатков черпает энергию для движения вперед. Без критики и самокритики любую болезнь можно загнать вглубь и с ней труднее потом оправиться, любая организация может загнить».
В своем письме А. М. Горькому товарищ Сталин писал: «Мы не можем без самокритики. Никак не можем, Алексей Максимович. Без нее неминуемы застой, загнивание аппарата, рост бюрократизма, подрыв творческого почина рабочего класса».
Критика и самокритика, являясь движущей силой развития, есть вместе с тем метод воспитания наших кадров. Самокритика, учит товарищ Сталин, есть особый метод, большевистский метод воспитания кадров партии и рабочего класса вообще в духе революционного развития. Без самокритики нет правильного воспитания партии, класса, масс; без правильного воспитания партии, класса, масс нет большевизма. Самокритика, говорит товарищ Сталин, «является основой нашего партийного действия, средством укрепления пролетарской диктатуры, душой большевистского метода воспитания кадров».
Широкое использование критики и самокритики как могучего инструмента в руках партии позволило ей выковать многочисленные кадры работников всех отраслей партийной и государственной деятельности.
По-большевистски воспитывать кадры — это значит учить работников на их собственных ошибках и недостатках. Не может быть правильного воспитания кадров там, где проходят мимо их ошибок, не поправляют этих ошибок, где существует обстановка семейственности, обывательское спокойствие. Когда тот или иной работник допускает ошибки, которые не критикуются, дело будет ухудшаться. И, наоборот, если человеку вовремя указали на совершенный им промах, то он может исправиться. «Кто думает — говорит товарищ Сталин, — щадить самолюбие наших кадров путем замазывания их ошибок, тот губит и кадры, и самолюбие кадров, ибо он замазыванием их ошибок облегчает повторение новых, может быть более серьезных ошибок, которые, надо полагать, приведут к полному провалу кадров в ущерб их «самолюбию» и «спокойствию».
Ленин и Сталин учат, что только добросовестное вскрытие ошибок, изучение причин, породивших эти ошибки, принятие мер к исправлению ошибок правильно воспитывает партийные и советские кадры. Благодаря тому, что партия не замазывает ошибок, а учит на них работников, партийные и советские кадры постоянно совершенствуются, растут. В1930 году, например, партия, — товарищ Сталин вскрыли серьезные искривления партийной линии в колхозном строительстве. Сущность искривлений состояла в том, что некоторые работники, увлекшись темпами коллективизации сельского хозяйства, забыли о принципе добровольности колхозного строительства, стали создавать колхозы поспешно, путем административного нажима. Эти ошибки представляли большую опасность, так как подрывали доверие крестьян к колхозам. Товарищ Сталин в статьях «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам колхозникам» подверг резкой критике ошибки и повернул внимание наших кадров на правильный путь. Критика и самокритика помогла исправить ошибки, допущенные в колхозном строительстве коммунистами, и явилась школой воспитания кадров партии и государства, критика и самокритика помогла вырастить и закалить новые колхозные кадры. «Эти кадрыобучались и воспитались на ошибках 1930 года. Но этих кадро в не было бы у нас теперь, если бы партия не осознала тогда своих ошибок и не исправила их своевременно».
Ярким примером обучения кадров на их собственных ошибках является партийная критика хозяйственных кадров за их ошибки, допущенные в период Шахтинского дела, когда буржуазные специалисты, пользуясь технической неграмотностью некоторой части наших хозяйственных кадров, вредили в угольной промышленности. Товарищ Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году в речи «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» показал, что партия не смогла бы вырастить хозяйственные кадры, если бы вовремя не указала на их ошибки, которые они допускали, неохотно признавая свою техническую отсталость и слабо усваивая требование партии — овладеть техникой. Как показала практика, критика ошибок хозяйственных кадров возымела свое действие. Партия вырастила многочисленные и великолепные кадры хозяйственников, прекрасно овладевших техникой и успешно двигающих вперед социалистическую промышленность.
Большевистская критика как метод большевистского воспитания кадров была с успехом применена партией и в борьбе за ликвидацию нарушений Устава сельскохозяйственной артели, за ликвидацию ошибок на идеологическом фронте в области философии, литературы, искусства, а также в интересах развития передовой науки — мичуринской биологии, языкознания, физиологии.
Указывая работникам на их собственные ошибки, критикуя эти ошибки, партия воспитывает кадры партийных и государственных работников. Самокритика лежит в основе большевистского воспитания кадров. Любой работник, если его поставить в условия бесконтрольности, систематических похвал и отсутствия критики, может испортиться, зазнаться, возомнить о себе, как о незаменимом деятеле. Метод самокритики, проводимый партией, распространяется на всех работников, невзирая на лица. Партия критикует не только плохих работников, но и хороших за их недостатки и ошибки и тем самым подтягивает их на ступеньку выше, предостерегая от опасности скатиться вниз.
…