ПРОСКОВЬЯ ФРАНЦЕВНА КУДЕЛЛИ

Куделли Прасковья Францевна родилась 14 (26) октября 1859 года — деятель революционного движения в России; член РСДРП(б) с 1903 года.

ПРАСКОВЬЯ ФРАНЦЕВНА КУДЕЛЛИ {1}

Когда в ноябре 1934 года Ленинградская партийная организация чествовала Куделли в связи с ее семидесятипятилетием, Прасковья Францевна в ответной речи сказала:
«Я и не заметила, как пролетели эти 75 лет. Почему же я не заметила, как идет время? А потому, что, как только началась сознательная жизнь, я была занята не вопросами личными, а вопросами общественными, революционными. И я нахожу, что такая жизнь была счастьем для меня как человека». И действительно, весь жизненный путь т. Куделли — это жизнь профессионального революционера, беззаветно служившего интересам своей родины, своего народа.

Казалось бы, условия детства и юности Прасковьи Францевны меньше всего готовили ее к тому жизненному пути, который она для себя впоследствии избрала: дочь врача, воспитывавшаяся в семье отчима, дворянина-полковника, а затем в Керченском институте для благородных девиц, что могла знать она о великом горе и нужде народа? Но любимым писателем молодой Куделли был Некрасов, писавший:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

«Некрасов,— пишет Прасковья Францевна Куделли в своей автобиографии,— возбуждал у меня любовь и тягу к народу и ко всем униженным. Он был моей первой юношеской политграмотой».

Не сразу П. Ф. Куделли стала на правильный путь борьбы за лучшее будущее. Приехав в 1878 году девятнадцатилетней девушкой в Петербург и поступив на Высшие женские курсы, Прасковья Францевна включается, как говорила она сама, «в интересную захватывающую жизнь». Это не театры, не балы, а студенческие кружки, где зачитывались Чернышевским, журналом «Отечественные записки», произведениями прогрессивных иностранных писателей.

На эти кружки оказывали свое влияние народовольцы. В руки студентов попадают журналы «Народная воля» и «Вестник Народной воли», а также народовольческие прокламации. «Так создалось у меня,— вспоминает Прасковья Францевна об этом периоде,— недовольство существующим строем, с туманным представлением о грядущей революции и социализме».

Только в 1893—1895 годах она знакомится с марксистским учением, с захватывающим интересом слушает дискуссии марксистов с народниками, все более склоняясь на сторону марксистов, зачитывается ходившей тогда по рукам нелегальной брошюрой «Что такое «друзья народа»» неизвестного еще ей автора. К этим годам относится и ее активное выступление на литературном поприще. П. Ф. Куделли переводит на русский язык «Ткачи» Гауптмана, изданные в подпольной типографии народовольцев в 1895 году, сотрудничает в журналах «Жизнь», «Мир божий», в детских журналах, пишет главным образом рассказы.

В 1896 году происходит первое «знакомство» Прасковьи Францевны с полицией. Она привлекается к допросу в связи с провалом народовольческой типографии по «Лахтинскому делу». Но встреча с представителями царской власти на этот раз ограничилась лишь допросом.

В 1897 году юная народоволка М. Ф. Ветрова, заключенная в Петропавловской крепости, не выдержав гнусного произвола тюремной администрации, покончила жизнь самоубийством. Куделли написала по этому поводу брошюру, которая вышла под названием: «Памяти М. Ф. Ветровой». Это произведение, полное справедливого гнева и революционной страсти, нашло глубокий отклик среди студенчества, решительно протестовавшего против очередного зверства царского самодержавия.

В этот период Прасковья Францевна уже начинает понимать, что не студенчество, не народовольческая интеллигенция является той основной силой, которой суждено возглавить борьбу за свержение царского самодержавия; в ее взглядах происходит серьезная ломка. «В результате начавшейся переоценки ценностей меня со всей силой потянуло заниматься с рабочими»,— вспоминает она об этом периоде.

Прасковья Францевна становится преподавателем в вечерне-воскресной школе за Невской заставой. В это дело она вкладывает энтузиазм, энергию и незаурядные педагогические способности. На ее занятиях в качестве слушателей не раз бывали такие прославившиеся впоследствии рабочие революционеры, как Бабушкин и Шелгунов.

Здесь в школе произошли первые встречи Прасковьи Францевны с Надеждой Константиновной Крупской и с Лидией Михайловной Книпович, работавшими там же. Однажды Надежда Константиновна Крупская предупредила Куделли о том, что ее занятия хочет посетить один товарищ, который намерен у нее «поучиться». Фамилию товарища Надежда Константиновна не назвала. И действительно, на занятия пришел какой-то человек среднего роста с лысиной. Он побыл минут двадцать. Позже Прасковья Францевна спросила Крупскую, какое мнение о ее занятиях вынес товарищ й кто он такой. Надежда Константиновна сказала ей, что это был Владимир Ильич Ульянов, а о занятиях ее он отозвался так: «начала правильно, экономика была, и классы были, а затем, как ударилась в эпизоды революции, то забыла о марксистском анализе событий ». Эту оценку занятий, данную Владимиром Ильичей, П. Ф. Куделли запомнила на всю жизнь.

В 1901 году в связи с участием Прасковьи Францевны в студенческих демонстрациях, вызванных временными правилами об отдаче революционных студентов в солдаты, происходит первый арест Куделли. После месячного заключения в предварительной тюрьме ее высылают из Петербурга в Псков. Прасковье Францевне повезло. Псков в тот период играл немалую роль в деятельности русских социал-демократов. Здесь находилась опорная группа «Искры» — Лепешинский, Стопани, Красиков и др., которая распространяла «Искру» и ее издания и собирала материал для газеты. Сюда из-за границы привозили литературу, и эта группа посылками отправляла ее в разные города России.

Тов. Куделли, установившая связь с опорной группой социал-демократов, впервые начинает посылать свои корреспонденции в центральный орган партии «Искру».

После того как срок высылки был отбыт, Прасковья Францевна получила разрешение на выезд за границу.
Она побывала в Лондоне, Лозанне, Женеве, где посещала различного рода собрания, занятия марксистских кружков, лекции, доклады.

Через четыре месяца Прасковья Францевна вернулась в Петербург, значительно укрепившись в своем марксистском мировоззрении. Она горела желанием заняться пропагандой марксизма в рабочей массе.

И вот тогда, в 1902 году, я впервые встретилась с ней. Мы занимались организацией пропагандистской группы. В эту группу вошли братья Эссен (Бур и Барон), Куделли, Соколов, Никитин, Кузнецов, Плюснин, Бенуа, Шишкин и еще ряд товарищей, ставших потом профессиональными революционерами. Работали все с огромным увлечением и энтузиазмом. Здесь только, в этом кружке пропагандистов, как говорит Прасковья Францевна, она поняла, что требует от пропагандистов В. И. Ленин, начала овладевать методом марксистского анализа событий, что помогло ей впоследствии сделаться прекрасным пропагандистом.

Она берет на себя руководство марксистским кружком рабочих Монетного двора, и с этого времени начинается неутомимая, полная энтузиазма деятельность Прасковьи Францевны в области партийной пропаганды, длившаяся до конца ее жизни. Случайный арест (в связи с провалом психически больного товарища А. Доливо-Добровольского) прерывает ее пропагандистскую работу в Петербурге. После пятимесячного пребывания в «предварилке» Прасковью Францевну высылают в Тверь. Здесь, связавшись с местным комитетом социал-демократов, она активно включается в партийную работу и вскоре становится членом Тверского комитета, который занимал твердые большевистские позиции. После II съезда РСДРП весь комитет единодушно присоединился к резолюциям съезда и осудил дезорганизаторскую деятельность меньшевиков. Прасковья Францевна пишет листовки и ведет свою любимую пропагандистскую работу. Глубокая, вдумчивая подготовка к занятиям, революционный пафос ее лекций, простое доходчивое изложение самых сложных вопросов делают Куделли желанным пропагандистом в рабочих кружках. Однажды, когда вместо нее занятия кружка по какой-то причине пришел проводить другой товарищ, члены кружка попросили его передать комитету, что желают заниматься с той «тетенькой», которая ведет занятие без шпаргалок. Эта кличка «тетенька» сохранилась за т. Куделли во всей ее последующей нелегальной работе.

1903 год — знаменательная веха в жизни Прасковьи Францевны Куделли: это год ее вступления в большевистскую партию. К этому времени она была уже вполне зрелым человеком с большим опытом революционной работы, с твердыми убеждениями, с ясным пониманием цели и путей ее достижения. В Твери Прасковья Францевна проработала до сентября 1904 года, когда произошел очередной ее арест, и после четырехмесячного пребывания в тюрьме следует запрещение проживать в Петербурге, Твери и во многих других городах. Перед Прасковьей Францевной встает вопрос, куда направиться для продолжения партийной работы, и она останавливается на крупном промышленном металлургическом центре тогдашней России — Туле. Она быстро устанавливает связи с Тульским комитетом и включается в работу. Вскоре ее вводят в состав Тульского комитета РСДРП. Перед Тульской партийной организацией в то время стояла задача — подготовить рабочих к открытому выступлению. Пропагандистская работа занимает большое место, и Прасковья Францевна берется за эту работу.

Она пишет листовки, руководит кружком по подго¬ товке рабочих агитаторов и пропагандистов. Куделли держит связь с заграничным центром нашей партии, ведет систематическую переписку с ним под псевдонимом «Олд френд» («Старый друг»).

Весь 1905 год Прасковья Францевна работает в Туле. Она завоевывает такой авторитет в тульской организации, что ее посылают делегатом на Таммерфорсскую конференцию.

Как известно, Таммерфорсская конференция происходила в момент декабрьского вооруженного восстания в Москве, и участники ее поспешили вернуться на места для руководства вооруженной борьбой рабочих. Но Прасковья Францевна вернуться в Тулу не могла. Тульские товарищи сообщили, что у нее на квартире был произведен обыск и если она вернется, будет арестована. Прасковья Францевна остается в Петербурге. Она работает за Невской заставой пропагандистом и организатором фабричного подрайона, затем ее направляют организатором на Петербургскую сторону. Здесь П. Ф. Куделли вводят в состав районного комитета и вскоре избирают членом Петербургского комитета большевиков. По заданию Петербургского комитета в 1906 году Прасковья Францевна руководит кампанией выборов в Государственную думу на Петербургской стороне.

Отгремели бои первой русской революции, наступила полоса мрачной реакции. Начинается бегство из рядов партии тех попутчиков, которые примкнули к революции в дни ее победоносного шествия. Но твердо стояла на большевистских, ленинских позициях в эти тяжелые для партии годы Прасковья Францевна Куделли. Она использует малейшую возможность для связи с рабочими массами, для пропаганды среди них идей большевизма. Одним из наиболее подходящих легальных учреждений того времени, дававших возможность вести революционную пропаганду, являлось «Сампсониевское общество просвещения», имевшее несколько общеобразовательных школ и курсов в различных районах Петербурга. Прасковья Францевна Куделли идет преподавательницей в Охтенскую школу этого общества. Она преподавала географию Европы, но строила свои занятия так, что знакомила рабочих с вопросами революционного движения в России и других странах, с вопросами политэкономии, беседовала с ними по вопросам заработной платы и штрафов. Революционное содержание занятий, яркая, доходчивая форма изложения вскоре сделали Прасковью Францевну одной из любимых и самых авторитетных преподавательниц рабочей школы.

В 1910 году, когда большевики завоевали руководство правлением Сампсониевского общества, бывшего до этого под влиянием меньшевиков и эсеров, Прасковья Францевна Куделли была избрана в члены правления Общества.

Владимир Ильич Ленин придавал большое значение сочетанию легальных и нелегальных возможностей, использованию различных общественных организаций, созываемых ими собраний, как трибуны для пропаганды большевистских идей.

В 1908 году ЦК партии решил использовать в этих целях женский съезд, организованный в Петербурге представительницами буржуазных женских комитетов (Комитет по оказанию помощи курсисткам Высших женских курсов, Комитет по оказанию помощи бывшим курсисткам и Комитет по оказанию помощи слушательницам- медичкам), возглавлявшихся феминистками. В порядке дня съезда должен был стоять вопрос об едином фронте борьбы всех женщин за свои права.

Петербургский комитет поручил П. Ф. Куделли организовать рабочую группу для участия в этом съезде, подготовить ораторов из женщин-работниц и резолюции о правовом и экономическом положении женщин-работниц. Эта задача была выполнена ею блестяще. На предварительных собраниях работниц было избрано 50 делегаток, из их среды 4 докладчика. Буржуазной платформе объединения всех женщин делегатки-работницы противопоставили свою, классовую точку зрения. «Не объединяться с вами нам надо, а бороться, голодные и холодные пролетарки не будут плестись за рысаками буржуек»,— говорила в своем выступлении одна из работниц. Конечно, большевистская резолюция не была принята съездом, но впечатление от выступлений работниц было огромное. После съезда делегатки отчитывались перед работницами фабрик и заводов, приобщив, таким образом, широкие массы трудящихся женщин к большевистским позициям. Подготовкой к участию работниц в первом женском съезде и активным участием в его работе Прасковья Францевна Куделли включается в работу среди женщин, которой посвящает потом многие годы своей жизни.

Деятельность Прасковьи Францевны в период реакции и в годы подъема не ограничивается пропагандистской работой и работой среди женщин. Она выполняет самые разнообразные поручения Петербургского комитета. Работать ей было очень трудно, так как она все время находится под неусыпным вниманием полиции. Особенно усилилась слежка за Куделли после ее участия в товарищеском суде над одним из проникших в партию провокаторов царской охранки. У нее проводят обыски, неоднократно арестовывают, но ей удается отделаться небольшим сроком заключения.

В 1912 году Прасковья Францевна Куделли становится постоянным сотрудником газеты «Правда».

В 1913 году она вместе с К. Самойловой и другими большевиками включается в подготовку к празднованию впервые в России Международного женского дня. На женском собрании в Петрограде Прасковья Францевна выступает с речью и резолюцией «о значении Международного женского дня и о задачах русских работниц». Полиция не прошла мимо этого выступления Куделли, и вслед за ним последовал ее очередной арест.

В 1914 году П. Ф. Куделли руководит женским кружком, ставившим своей целью подготовить женщин-активисток к проведению во второй раз Международного женского дня в России. К февралю 1914 года Прасковья Францевна подготовила несколько работниц-активисток к выступлению на «научном утреннике», посвященном «женскому вопросу». Однако полиция, разгадавшая истинный характер этого «научного» утренника, запретила его.

В начале 1914 года по инициативе Владимира Ильича Ленина в России решено было создать первый женский журнал «Работница». В организации его по поручению Петербургского комитета наряду с другими товарищами участвует Прасковья Францевна Куделли. С присущей ей энергией она участвует в подготовке первого номера этого журнала, посвященного празднованию Международного женского дня в России. Сама подготовка первого номера «Работницы» явилась мощным толчком для организации и сплочения трудящихся женщин России. По всем легальным и нелегальным каналам редакция журнала обращается к трудящимся женщинам с просьбой о присылке материалов для журнала. Это обращение встретило горячий отклик. На фабриках и заводах проводятся собрания. Из Петербурга, Киева, Саратова и других городов в редакцию поступает множество писем, затрагивающих самые наболевшие вопросы работниц. Пишут о рабочем дне на фабриках, о неравной заработной плате, об издевательствах со стороны мастеров и о многом другом.

Несмотря на арест членов редколлегии, первый номер журнала «Работница» все же вышел. В нем было дано следующее обращение от редакции: «По независящим от нас причинам мы не имели возможности выпустить первый номер журнала «Работница» в таком виде, как было предположено».

После ареста накануне Женского дня Прасковья Францевна была на 3 года выслана в Новгородскую губернию и вернулась в Петроград лишь в дни Февраль¬ ской революции 1917 года.

Здесь она одно время вместе с В. Д. Бонч-Бруевич работала в газете «Известия», но вместе с группой большевиков ушла оттуда в связи с обострившимися отношениями фракции большевиков с меньшевистско-эсеровским исполкомом Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. После ухода из «Известий» Прасковья Францевна работает в секретариате большевистской «Правды» и возвращается в «Известия» уже после того, как они стали большевистскими.

Женские массы, активизировавшиеся в дни февраля, являлись огромной потенциальной силой, которую нужно было направить по правильному руслу. И Петроградский комитет большевиков возлагает эту задачу на группу товарищей, имеющих уже большой опыт в руководстве женским движением. Среди этих товарищей были Коллонтай, Куделли, Самойлова, Николаева и другие. Они выступали на митингах, писали листовки, работали в журнале «Работница». В одном из номеров этого журнала был напечатан отчет о десятитысячном собрании рабочих и работниц на патронном заводе, где П. Ф. Куделли выступила с докладом «О наступлении», а К. Н. Самойлова — «О безработице». По обоим этим докладам были единодушно приняты большевистские резолюции. «Мы, рабочие и работницы, признаем наступление русской армии на фронте губительным для дела свободы и революции»,— говорилось в решении по докладу Куделли.

Митинги охватывают весь Петроград, все заводские районы, все теснее сплачивая вокруг большевистских лозунгов трудящихся женщин.

Большую организационную и агитационно-массовую работу проводит Куделли по подготовке женщин к участию в выборах в Учредительное собрание.

Петроградские работницы любили П. Ф. Куделли. На митинги, где она выступала, стекалось много женщин, ее засыпали вопросами, и она умело разъясняла их, подводя женщин к осмысливанию большевистских по¬ зиций.

Прасковья Францевна всегда уделяла большое внимание работе среди женщин. Она являлась бессменным сотрудником и членом редколлегии журналов «Работница» и «Работница и крестьянка», принимала активное участие в организации ежегодных празднований Международного женского дня, была делегатом международного женского совещания, созванного в Москве после V конгресса Коминтерна.

В 1930 году Прасковья Францевна Куделли за активное участие в организации женского рабочего движения в России была награждена орденом Ленина.

В 1922 году Петроградский комитет партии поручает П. Ф. Куделли организацию отдела Петроградского Истпарта. Прасковья Францевна, всегда строившая свою работу на привлечении широких масс, и теперь действует теми же методами. Создается актив для сбора материалов и документов по истории Петроградской организации; созываются совещания старых большевиков, рабочих, участников трех революций; создаются комиссии по сбору дореволюционных листовок, прокламаций, писем; организуются районные отделы Истпарта. Все это дало возможность собрать огромный материал о дореволюционной деятельности Петроградской организации, о революционной истории крупнейших ленинградских заводов, таких, как Путиловский и Балтийский заводы, Красный треугольник и другие. Прасковья Францевна написала ряд брошюр, как например: «Борьбаза женский день», «Петербургская организация накануне второго съезда», «Петербургская организация в 1904 г.» и другие.

В редактируемом Куделли журнале «Красная летопись» за ее подписью впервые публикуется ряд документов, связанных с жизнью и работой Владимира Ильича Ленина: статьи «Об аресте Ленина в 1900 г.»; «Разрешение Владимиру Ульянову держать экзамен экстерном при Петербургском Университете»; «Неопубликованная речь Ленина на Всероссийском крестьянском съезде 2(15) декабря 1917 г.» и т. д.

Прасковья Францевна собирает материалы не только по истории Петроградской организации, но и Тульской, Тверской, Псковской, в которых ей приходилось работать в период подполья. Так долгие годы Прасковья Францевна настойчиво, внимательно, добросовестно собирает страницы славной истории нашей партии.

Прасковья Францевна в течение многих лет была связана теплыми, дружескими отношениями с сестрами Владимира Ильича Ленина — Анной Ильиничной Елизаровой и Марией Ильиничной Ульяновой, а также с Надеждой Константиновной Крупской. Их долголетняя переписка посвящена не только обсуждению деловых вопросов (оценке статей, брошюр, политических событий), но и наполнена теплотой и заботами друг о друге, глубокими дружескими признаниями. В одном из писем в 1924 г. Анна Ильинична пишет Прасковье Францевне: «Сборник об Ильиче я просмотрела мельком. Ваши воспоминания мне очень понравились, так хорошо сквозь них выступает его облик».

«По поручению московских пионеров написала брошюру о детстве Ильича. Посылаю ее Вам на суд»,— пишет она в 1925 году.

«Вчера была я в Горках, и Маня дала мне прочесть Вашу статейку о брате Саше,— читаем мы в одном из писем Анны Ильиничны.— Мне было очень приятно прочесть ее, так глубоко и так сердечно у Вас вышло!»

Почти в каждом письме Анна Ильинична приглашает Прасковью Францевну приехать к ней в Москву провести вместе отпуск. Большой теплотой проникнуто письмо Анны Ильиничны, написанное Прасковье Францевне в 1925 году.

«Что это Вы только хвораете? Очевидно Вы чересчур налегаете на работу и чересчур отодвигаете отпуск?
Вот возьмите отпуск пораньше. Пожить с Вами хотя бы часть его я бы очень хотела, а то ведь рассудите! — нам с Вами не так уж долго осталось жить, чтобы не постараться использовать хотя отдых, чтобы пожить вместе
».

Такой же теплотой и дружбой пронизаны имеющиеся в архиве Прасковьи Францевны письма к ней от Марии Ильиничны Ульяновой. В этих письмах Мария Ильинична советуется с Прасковьей Францевной об издании сборника, посвященного Анне Ильиничне в связи с годовщиной со дня ее смерти, зовет Прасковью Францевну приехать погостить в Москву, подчеркивает свою неизменную дружбу.

«Если я приеду в Ленинград, то никогда не миную тебя, в этом ты можешь быть уверена, ибо у меня близких людей почти что не осталось, а тебя я очень и очень люблю»,— читаем мы в письме от 2 марта 1937 года.

Через все письма Анны Ильиничны и Марии Ильиничны к Куделли красной нитью проходит высокая оценка ее как стойкого принципиального большевика, как активного, преданного работника партии.

«Надеюсь, Вы не заразились ленинградскими идеями оппозиции? По-моему, Вы всегда от оппозиций разных далеко были, а от самой неосновательной еще дальше, наверное. Ведь есть некоторые люди, у которых самая натура оппозиционная. Вы не из их числа»,— пишет ей Анна Ильинична 26 февраля 1926 года.

А приветственное письмо от Анны Ильиничны ко дню 70-летия Прасковьи Францевны гласит:

«С днем рождения Вас, со знаменательной датой, с ко¬ торой есть на что оглянуться, датой, в которой есть много, чем Вы можете гордиться!» Высоко ценила Прасковью Францевну и Надежда Константиновна Крупская:

«У Прасковьи Францевны незаурядный пропагандистский талант. Я мало видела таких талантливых руководителей занятий»,— пишет она {2}.

В период, когда собирались материалы о деятельности среди рабочих дореволюционных просветительных обществ и рабочих школ, Надежда Константиновна предостерегает Прасковью Францевну от неправильной характеристики этих школ.

«Дело в том, что Вы ведь знаете, что школы не были чисто культурным центром. Это ясно из воспоминаний, но не ясна та борьба, которая шла в школе между учительством за направление. В мои времена шла борьба с толстовством, а еще в гораздо большей мере с либерализмом..

В 1939 году Прасковья Францевна Куделли в связи со смертью Надежды Константиновны Крупской пишет в газете «Ленинские искры» глубоко прочувствованную статью «Невозвратимая утрата», где вспоминает начало своего знакомства с 20-летней Надеждой Крупской, свои встречи с ней в бурные дни революции 1905 года, свою долголетнюю нелегальную и легальную переписку с Надеждой Константиновной.

Дружба Прасковьи Францевны с семьей Владимира Ильича Ленина — это дружба глубоко идейных людей, связанных единой целью, единым высоким, стремлением, осуществлению которых они посвятили всю свою жизнь.

Прасковья Францевна Куделли пользовалась заслуженной любовью и признанием со стороны Ленинградской партийной организации, в рядах которой она провела большую часть своей жизни, и широких трудящихся масс Ленинграда. В день 75-летия Прасковьи Францевны, 24 ноября 1934 года, ленинградцы чествовали свою любимую пропагандистку, неутомимого партийного работника. На чествование собрались представители районных организаций Ленинграда, бывшие ученики Прасковьи Францевны, представители старой большевистской гвардии, молодежи, пионеры. Адреса, преподнесенные П. Ф. Куделли множеством различных организаций, полны глубокой благодарности к старейшей большевичке, всю свою жизнь посвятившей служению народу.

До последних дней своей жизни Прасковья Францевна Куделли была неутомимым пропагандистом идей марксизма-ленинизма, борцом за светлое будущее человечества. В дни тяжелых испытаний Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Прасковья Францевна выступает с докладами в госпиталях, школах, поддерживает связь с пионерскими отрядами, над которыми постоянно шефствует. При свете коптилки, в нетопленной комнате она пишет порученную ей статью «Ленин и рабочий класс», статью, так и оставшуюся незаконченной. Пригвожденная в 1944 году к больничной койке, Прасковья Францевна собирает вокруг себя ходячих больных и делится с ними воспоминаниями о Ленине. Она живет жизнью страны, ее интересует все, что в ней происходит. За два месяца до ее смерти я получила от нее письмо, в котором она спрашивает: «Ты, вероятно, по-прежнему работаешь в издательстве? На что теперь обращено Ваше внимание… От кого-то я слышала, что Вы заняты составлением сборников выдержек из русских классиков о любви к родине и патриотизме. Так ли это? Вообще интересно, над чем Вы теперь работаете? Какова теперь жизнь в Москве?»

У меня с Прасковьей Францевной была большая дружба, тянувшаяся на протяжении почти всей нашей жизни. Она была неизменно верным товарищем, чутким другом с открытой нежной душой.

Прасковья Францевна Куделли умерла 26 мая 1944 года на 85 году жизни.

На Коммунистической площадке Серафимовского кладбища в Новой деревне в Ленинграде на могиле Прасковьи Францевны Куделли — обелиск из розового мрамора с надписью:

Старейшему члену ВКП(б)

ПРАСКОВЬЕ ФРАНЦЕВНЕ КУДЕЛЛИ

20.Х 1859 — 26.V 1944 г.

За этой лаконичной надписью кроется большая, полноценная жизнь, прожитая для народа.

М. ЭССЕН

СЛОВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ

(из революционного прошлого)

Москвский рабочий 1965

В публикации воспоминаний участников революционной борьбы В. И. Ленин видел важное средство идейно-политического воспитания трудящихся масс.

Призывая рабочих России собирать воспоминания о первой русской революции, ее героических борцах, Владимир Ильич указывал, что брошюра из таких вос поминаний «будет лучшим чтением для молодых рабо чих, которые будут учиться по ней, как надо жить и действовать всякому сознательному рабочему».
В сборнике «Из революционного прошлого», подго товленном Институтом истории партии МК и МГК КПСС — филиалом Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, публикуются воспоминания старых большевиков, активных участников революционного движения в Москве. Воспоминания охватывают период от создания нашей партии до победы Великой Октябрь ской социалистической революции. В них рассказывает ся, как в крупнейшем промышленном центре страны — в Москве — создавались и развертывали свою работу организации РСДРП, как под руководством В. И. Ленина и большевистского ЦК они поднимали на борьбу с цариз мом и буржуазией рабочий класс, как вместе со всей пар тией они прошли сквозь огонь трех революций и привели трудящихся к всемирно-исторической победе в октябре 1917 года.


1 Литературная запись произведена А. Разумовой незадолго до смерти М. Эссен.

2 Н. К. Крупская, Политпросвѳтработа, Госпедиздат, 1932, стр. 30.