Положение Президиума ВЦИК о выборных железнодорожных советских организациях и об управлении железными дорогами 16 ОКТЯБРЯ.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СОВЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОБ УПРАВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ

А . СОВЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

§ 1. Советскими организациями являются исполнительные (главные и районные) комитеты дорог, Советы (съезды) дорожные и районные депутатов дороги.

I. Исполнительные комитеты
§ 2. Исполнительный комитет дороги избирается Советом (съездом) депутатов дороги, которому принадлежит и право определения количества членов комитета. Количество это должно сообразоваться
с объемом работы комитета и с максимальной интенсивностью исполнения работ, причем, однако, число членов комитета не должно превышать 15-ти человек.
§ 3. Исполнительный комитет дороги избирается для выполнения постановлений Совета (съезда) депутатов дороги, для руководства ею в политическом отношении, для надзора над административно-хозяйственной деятельностью комиссаров и других органов управления дороги и для разрешения вопросов труда, трудовой дисциплины и быта железнодорожников, причем последние вопросы исполнительный комитет разрешает совместно с общедорожным профессиональным объединением данной дороги.
§ 4. Исполнительный комитет дороги является организацией, обязанной проводить в жизнь политику Советской власти и ответственной: а) в общем порядке перед центральными органами власти
и б) перед Советом (съездом) депутатов дороги за правильность выполнения его постановлений.
§ 5. Исполнительному комитету принадлежит право выдвигать кандидатов на должность комиссара дороги и членов коллегии по управлению дорогой, причем он может делать представление комиссару округа о замене этих лиц другими, если они не отвечают своему назначению.
§ 6. Д ля разрешения вопросов труда и трудовой дисциплины, а также вопросов железнодорожного быта исполнительный комитет образует при себе отделы: 1) трудовой, 2) продовольственный, 3) культурно-просветительный, 4) врачебно-санитарный, 5) жилищный, 6) социального страхования, 7) революционный трибунал. Заведующими отделами являются члены исполнительного комитета.

П р и м е ч а н и е 1. Вопросы, входящие в компетенцию отделов 1, 2, 3, 4, 5 и 6, разрешаются совместно с классовым профессиональным объединением дорожного масштаба.

П р и м е ч а н и е 2. Правильность распределения работ между членами исполнительных комитетов проверяется «Викжедором».

П р и м е ч а н и е 3. Вопросы, не разрешенные в отделах исполнительного комитета и исполнительным комитетом, передаются в соответствующие высшие инстанции через исполнительный комитет.

§ 7. Исполнительному комитету дороги, по соглашению с комиссаром дороги, предоставляется право роспуска районных Советов (съездов) депутатов и районных исполнительных комитетов, если их деятельность вредит интересам железнодорожного пролетариата и идет против Советской власти, причем вместо распущенного исполнительного комитета района организуется районный революционный комитет из лиц, стоящих на платформе защиты Советской власти.
§ 8. В случае, если исполнительный комитет дороги ведет политику, вредящую Советской власти, он постановлением «Викжедора», по соглашению с Комиссариатом путей сообщения, распускается и заменяется главным революционным комитетом из лиц, стоящих на платформе Советской власти, способных защищать ее и проводить в жизнь ее политику.
П р и м е ч а н и е к § 8 . Объем прав и обязанностей и срок действия главного революционного комитета определяются «Викжедором» совместно с Народным комиссариатом путей сообщения.

II. Районные исполнительные комитеты
§ 9. Районные исполнительные комитеты избираются районными Советами (съездами) депутатов на основании особой инструкции, вырабатываемой исполнительным комитетом дороги, причем число членов районного исполнительного комитета не может превышать 8-мн.
§ 10. При районном исполнительном комитете образуются те же отделы, что и при исполнительном комитете дороги, причем в области труда и быта районный исполнительный комитет согласует свои действия с районным профессиональным объединением железнодорожников данного района.
Заведование названными отделами поручается членам районного исполнительного комитета.

П р и м е ч а н и е . Правильность распределения работы между членами районного исполнительного комитета проверяется исполнительным комитетом дороги.

§ 11. Районный исполнительный комитет ответственен за свою деятельность перед районным Советом (съездом) депутатов данного района и перед исполнительным комитетом дороги.
§ 12. Районный исполнительный комитет в случае расхождения его с политикой Советской власти распускается (§ 7) и заменяется районным революционным комитетом.

П р и м е ч а н и е . Права и обязанности районного комитета
и срок его действия определяются главным революционным комитетом по соглашению с комиссаром дороги.

III. Советы ( съезды ) депутатов дороги и районов
§ 13. Совет (съезд) депутатов дороги (района) созывается для выборов или перевыборов исполнительного комитета дороги (района), для обсуждения общедорожных вопросов в области техники, труда и быта и для периодического контроля и проверки деятельности исполнительных органов дороги.
§ 14. Выборы депутатов в дорожный (районный) Совет (съезд) производятся по избирательным районам рабочими, мастеровыми и всеми пролетарско-классовыми элементами дороги всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием по пропорциональной системе (по спискам), причем установление техники выборов и решение вопроса о делении дороги на избирательные районы предоставляются исполнительному комитету дороги.

П р и м е ч а н и е 1. Выставлять кандидатские списки имеют право партии и группы, стоящие на платформе Советской власти.

П р и м е ч а н и е 2. Перечень категорий железнодорожников, имеющих право выбора во все советские железнодорожные организации, прилагается.

П р и м е ч а н и е 3. В соответствии с настоящим параграфом должен быть изменен и п. 1-й § 5-го Положения об округах.

§ 15. Дорожный (районный) Совет депутатов собирается не реже раза в год, но избранный им исполнительный комитет имеет право, а по требованию одной трети членов дорожного (районного) Совета (съезда) обязан созвать Совет (съезд) на экстренное заседание.
§ 16. Программа работ Совета (съезда) депутатов объявляется исполнительным комитетом дороги (района) не позднее как за месяц до предстоящего собрания, причем исполнительный комитет изготовляет Совету (съезду) свои доклады с прилагаемыми им по оным резолюциями.

IV. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников
§ 17. Организацией, объединяющей деятельность всех дорожных исполнительных комитетов дорог сети, является Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников («Викжедор») в числе, определяемом Всероссийским съездом Советов железнодорожников.
§ 18. «Викжедор» (Всероссийский исполнительный комитет Совета железнодорожников) является высшим контролирующим органом на дорогах и следит за действиями и точным выполнением всеми техническими, административно-хозяйственными органами постановлений Совета Народных Комиссаров, Центрального Исполнительного Комитета Советов Комиссариата путей сообщения, съезда Советов железнодорожных депутатов.
§ 19. «Викжедор» (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных депутатов) является высшей инстанцией при mконфликтах между отдельными органами на дорогах, разъясняет те или иные решения, исходящие из высших железнодорожных органов, находясь в тесной связи с Комиссариатом путей сообщения.
§ 20. «Викжедор» (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных депутатов) намечает коллегию Комиссариата путей сообщения.
§ 21. Вопросы: труда, продовольственный, культурно-просветительный (внешкольное образование), врачебно-санитарное дело, жилищный вопрос обсуждаются, решаются и проводятся в жизнь
совместно с центральным всероссийским пролетарско-классовым производственным профессиональным железнодорожным союзом.
§ 22. Для объединения дорог Российской Социалистической Советской Республики созывается съезд дорожных депутатов всех дорог.
§ 23. Всероссийский съезд Советов железнодорожных депутатов состоит из членов дорожных Советов (съездов) железнодорожных депутатов, избираемых названными Советами из расчета на 5000
железнодорожников каждой дороги, причем остатки не менее 2500 считаются за полные 5000.
§ 24. Дорожные и окружные исполнительные комитеты посылают: первые — по одному представителю с совещательным голосом, вторые — по одному с решающим голосом.
§ 25. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и исполнительные комитеты областных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов посылают: первый — 10 представителей, а вторые — по одному.
§ 26. Всероссийский съезд Советов железнодорожных депутатов собирается не реже одного раза в год, но избранный им Всероссийский исполнительный комитет имеет право, по требованию одной трети числа всех дорожных Советов (съездов) железнодорожников, экстренно созывать Всероссийский съезд Советов железнодорожных депутатов.
§ 27. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных депутатов в необходимом количестве членов избирается Всероссийским съездом Советов железнодорожных депутатов для проведения в жизнь постановлений последнего и для функций, подробно указанных в §§ 18, 19, 20, 21, проводя их во всероссийском масштабе.
§ 28. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных mдепутатов («Викжедор») подчиняется в лице Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Советской власти и является
ответственным в своих действиях перед Всероссийским съездом Советов железнодорожных депутатов и может быть переизбран во всякое время.
§ 29. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных депутатов («Викжедор») объявляет по всей сети российских железных дорог не позднее как за месяц до предполагаемого съезда программу его работ, изготовляет свои доклады с предполагаемыми
по ним резолюциями.

П р и м е ч а н и е . Местонахождение Всероссийского исполнительного комитета («Викжедора») определяется Всероссийским съездом Советов железнодорожных депутатов.

V. Права выборных членов
§ 30. Члены «Викжедора», исполнительных комитетов дороги и районов, комиссары дороги, отделов и районов, как выполняющие административные, техническо-хозяйственные и контрольно-финансовые функции, а также занятые вопросами труда, трудовой дисциплины и железнодорожного быта, считаются перемещенными с мест прежнего служения на новые и на все время состояния в выборной или назначенной должности получают содержание за счет дороги по специальным статьям сметы, причем за ними сохраняется их прежнее место.

П р и м е ч а н и е 1. Суточные получают только при командировках.

П р и м е ч а н и е 2. Лица, выбранные в другие, кроме советских, организации, содержания и суточных (командировочных) за счет дороги не получают и только сохраняют за собой право на занятие прежних должностей.

§ 31. Члены Советов (съездов) железнодорожных депутатов освобождаются от служебных занятий с сохранением причитающегося им содержания на время работы Советов (съездов). Командировочные членам Советов (съездов) уплачиваются на общем основании.
§ 32. Правильность распределения работы между выборными членами советских железнодорожных организаций проверяется «Викжедором».
§ 33. Расходы советских железнодорожных организаций производятся за счет Республики по определенной смете в установленном порядке для всех других расходов дороги.


Б. УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Управление дорогой есть определенный технический аппарат , служащий интересам народного хозяйства Российской Советской Республики , и в силу особого значения железных дорог должен пользоваться защитой всех учреждений , ведомств и все граждан Республики . Защита железных дорог от всяких
посягательств на них , влекущих их разрушение , должна признаваться для всех граждан Республики обязанностью , определенной законом.

I. Органы управления дорогой
§ 1. Непосредственное управление дорогой в административно-техническом и хозяйственно-финансовом отношениях осуществляется комиссаром дороги совместно с коллегией по управлению дорогой и через отделы управления дорогой.
Комиссар, коллегия, отделы управления и подчиненные им органы все вместе представляют собой технический аппарат, именуемый «Управление дорогой».

II. Комиссары дороги
§ 2. Комиссар дороги стоит во славе управления дороги и является политическим лицом, ответственным перед Советской властью в лице центральных органов Комиссариата путей сообщения за должную работу и состояние дороги в административном, техническом и хозяйственно-финансовом отношениях.
§ 3. Кандидатов на должность комиссара дороги и его заместителя выдвигает исполнительный комитет дороги, причем Народному комиссариату путей сообщения предоставляется право отвода выдвинутых комитетом кандидатов и назначения комиссаров своей властью.
§ 4. Комиссар дороги и его заместитель утверждаются в своей должности Народным комиссариатом путей сообщения по представлению комиссара соответствующего округа путей сообщения.
§ 5. Комиссар дороги дает отчет о своей деятельности: а) в общем порядке центральным органам Советской власти в лице комиссара округа и народного комиссара путей сообщения и б) исполнительному комитету дороги, как главному выборному органу дороги.
§ 6. Комиссару дороги предоставляется право иметь технических помощников, утверждаемых в своей должности комиссаром округа, причем комиссару дороги предоставляется право передавать свои полномочия помощникам, а также ответственным руководителям отделов и частей управления дорогой, с доведением о сем до сведения исполнительного комитета дороги.
§ 7. Число помощников комиссара дороги утверждается комиссаром округа по представлению комиссара дороги.
§ 8. Комиссар дороги определяет объем прав и обязанностей своего заместителя и помощников и наблюдает за правильным выполнением ими своих обязанностей, причем наблюдение это должно носить руководящий характер и, во всяком случае, должно давать известный простор инициативе этих лиц, не стесняя их излишними формальностями.
§ 9. Комиссару дороги предоставляется право в согласии с настоящим Положением и указаниями комиссара округа, а также с общими правилами, директивами и постановлениями народного комиссара путей сообщения издавать для своей дороги приказы, циркуляры и разъяснения по всем вопросам железнодорожного хозяйства.
§ 10. Комиссар дороги организует при себе коллегию по управлению дорогой, число членов которой соответствует числу отделов управления дороги, причем каждый член коллегии стоит во главе
какого-либо из отделов управления.
§ 11. Комиссару дороги, с согласия комиссара округа, предоставляется право назначать своих представителей в те пункты дороги, где это требуется по условиям работы.
§ 12. Важнейшие вопросы по управлению дорогой комиссар дороги решает в коллегии, но ему предоставляется право единоличного решения этих вопросов с последующим докладом о сем
коллегии.
§ 13. В случаях расхождения с коллегией по вопросам управления дорогой комиссар дороги имеет право решать эти вопросы своей властью с сообщением о сем комиссару своего округа.
§ 14. Комиссар дороги утверждает в должности помощников комиссаров отделов управления дорогой.
§ 15. За отсутствием комиссара дороги его права и обязанности переходят к заместителю комиссара.
§ 16. Все распоряжения комиссара дороги, его заместителя и помощников в пределах предоставленных им прав являются обязательными для служащих дороги.
§ 17. Комиссар дороги имеет при себе секретаря и канцелярию.

П р и м е ч а н и е . Права и обязанности комиссара дороги
подробно определяются особой инструкцией, утверждаемой народным комиссаром путей сообщения.

III. Коллегия по управлению дорогой
§ 18. В соответствии с разделением управления дороги на отделы (см. §§ 24 1— 29) комиссар дороги, в согласии с исполнительным комитетом дороги, организует коллегию по управлению дорогой.
§ 19. Кандидаты в члены коллегии и их заместители выдвигаются исполнительным комитетом дороги и через комиссара дороги представляются на утверждение комиссара округа, который имеет право отвода и представления народному комиссару путей сообщения своих кандидатов в члены коллегии.
§ 20. Председателем коллегии является комиссар дороги или его заместитель, перед которым члены коллегии и ответственны за правильное выполнение ими возложенных на них обязанностей.
§ 21. Каждый из членов коллегии ведает каким-либо из отделов управления дороги и является ответственным перед комиссаром дороги за правильность работы этого отдела.
§ 22. Коллегия решает важнейшие дела по управлению дорогой, причем порядок ведения дела коллегией вырабатывается ею и согласовывается с комиссаром округа.
§ 23. Заседания коллегии происходят периодически, в зависимости от количества дел, но не менее 1 раза в неделю. Секретарем коллегии является секретарь комиссара дороги.

IV. Отделы управления дороги
§ 24. В соответствии с характером железнодорожного хозяйства управление дороги составляется из отделов: эксплуатационного, технического, хозяйственного, финансово-экономического и общеадминистративного, причем предметы ведения каждого отдела определяются народным комиссаром путей сообщения.
§ 25. Во главе каждого отдела стоит какой-либо из членов коллегии по управлению дорогой, являющийся комиссаром этого отдела, ответственным за его работы (§21) перед комиссаром дороги.
§ 26. Комиссар отдела (член коллегии) делает периодические доклады коллегии по управлению дорогой, а по требованию исполнительного комитета дороги, заявленному через комиссара дороги, и комитету дороги.
§ 27. Для ближайшего наблюдения за правильным ведением дел данного отдела при комиссарах отделов (членах коллегии) состоят их помощники, число которых определяется комиссаром дороги и которые им же утверждаются (§ 14).
§28. Объем прав и обязанностей помощников комиссаров отделов определяется комиссарами отделов с утверждением комиссара дороги, причем комиссару отдела предоставляется право, с согласия комиссара дороги, передавать свои полномочия помощникам и другим ответственным лицам своего отдела.
§ 29. Помощники комиссаров отделов в пределах предоставленных им полномочий действуют самостоятельно, но под постоянным руководством комиссаров отделов, которые отнюдь не должны
стеснять их излишними формальностями. За отсутствием комиссара отдела его права и обязанности
передаются им заместителю комиссара отдела.

П р и м е ч а н и е к IV разделу . Ввиду существующего деления управления дороги на службы временно, впредь до организации отделов, согласно преподанной на сей предмет народным комиссаром путей сообщения инструкции, службы сохраняются на правах частей отделов.

V. Совещание по финансовым и техническим вопросам
§ 30. Совещания по финансовым и техническим вопросам составляются: а) из комиссара дороги или его заместителя; б) комиссаров отделов (членов коллегии) или их заместителей; в) председателя исполнительного комитета; г) представителя Государственного контроля и д) представителя Комиссариата финансов, причем в отношении технических вопросов два последних представителя участвуют только тогда, когда вопросы эти связаны с финансовыми расходами.
Председателем совещания является комиссар дороги.
§ 31. Совещание по финансовым и техническим вопросам рассматривает сметы дороги и все важнейшие вопросы кредитного, финансово-экономического и технического характера, возникающие в управлении дороги.
§ 32. Постановления совещания утверждаются комиссаром дороги и в подлежащих случаях (согласно инструкции комиссару дороги) представляются в округ или Комиссариат путей сообщения по принадлежности.
§ 33. Положение о совещании и порядок ведения дел вырабатываются Народным комиссариатом путей сообщения по соглашению с Комиссариатом финансов и Государственным контролем.
§ 34. Расходы по делопроизводству совещания производятся за счет дороги по специальным статьям сметы.

VI. Районные отделения управления дорогой
§ 35. Для связи управления дороги с самой дорогой и для наилучшей и наиболее целесообразной ее эксплуатации, дороги подразделяются на районы (отделы), число и территория которых определяются комиссаром дороги совместно с исполнительным комитетом дороги и утверждаются комиссаром округа.
§ 36. Управление каждого района составляется: а) из комиссара района и б) отделов районного управления: эксплуатационного, технического, хозяйственного, финансово-экономического и общеадминистративного. *
§ 37. Во главе управления каждого района стоит комиссар района, назначаемый и утверждаемый комиссаром дороги по соглашению с исполнительным комитетом дороги.
§ 38. При комиссаре района состоят его заместитель и помощники, утверждаемые в своей должности комиссаром дороги по соглашению с исполнительным комитетом дороги, причем число помощников комиссара района определяется комиссаром дороги.
§ 39. Комиссар района ответствен в своей деятельности перед комиссаром дороги за всю работу района, перед комиссарами же отделов управления дороги — за работу района по данной отрасли
железнодорожного хозяйства.
§ 40. Во главе каждого отдела районного управления стоит комиссар, назначаемый на эту должность комиссаром дороги по представлению комиссара района и ответственный перед комиссаром района за должную работу своего отдела.
§ 41. По вопросам текущей работы комиссары районных отделов сносятся непосредственно с комиссарами соответствующих отделов управления дороги; по вопросам же принципиального значения — только через комиссара района.
§ 42. Комиссар района и комиссары отделов составляют коллегию по управлению районом, где разрешаются все важнейшие финансовые, кредитные, технические вопросы, возникающие в районе, которые в подлежащих случаях через комиссара района представляются на утверждение комиссара дороги.
§ 43. Объем прав и обязанностей комиссара района и комиссаров районных отделов управления определяется комиссаром дороги.

П р и м е ч а н и е к V I разделу . Ввиду существующего деления районов на участки и отделения служб, временно, впредь до организации районов, согласно сему разделу Vl -му, во главе участков и отделений служб, а также мастерских, остаются комиссары, которые вместе с комиссаром района составляют коллегию
по управлению районом.

VII. Управление главных мастерских
§ 44. Главные мастерские дороги (паровозная и вагонная) выделяются в особые единицы с подчинением их округу путей сообщения.
§45. Во главе мастерских стоит комиссар, назначенный округом путей сообщения, причем совету цеховых старост (см. § 46) мастерских предоставляется право выдвигать своих кандидатов на должность комиссара мастерских.
§ 46. Для обсуждения вопросов труда и трудовой дисциплины в мастерских образуются советы цеховых старост согласно особой инструкции, при сем прилагаемой х.

П р и м е ч а н и е. Порядок перехода главных мастерских от дорог-собственниц к округу вырабатывается Народным комиссариатом путей сообщения.

VIII. Взаимоотношения местных управлений железных дорог с центральными органами Народного комиссариата путей сообщения
§ 47. Высшим органом, объединяющим и направляющим всю работу дорог сети, является в конечном счете Народный комиссариат путей сообщения в лице его комиссара, членов коллегии и «Викжедора», как центрального выборного органа железнодорожников.
§ 48. Руководящие указания народного комиссара путей сообщения, направляющего политическую и хозяйственную деятельность всех путей сообщения Республики, в отношении дорог данного округа, согласовываются комиссаром сего округа.
§ 49. Техническое непосредственное руководство дорогами данного округа путей сообщения осуществляется управлением округа.
§ 50. В целях единства и однообразия применения дорогами правил эксплуатации, а также законов о труде и быте работающих на железных дорогах управление дорог, как общее правило, сносится по этим вопросам только с управлением округа, но дорогам, в лице их комиссаров, предоставляется право в случаях, не терпящих отлагательства, обращаться непосредственно к народному комиссару путей сообщения с адресованием этих обращений в копии комиссару округа.

IX. Представители посторонних ведомств и учреждений на дорогах
§ 51. Посторонним ведомствам: Военному, Государственного контроля и Финансов предоставляется право иметь своих представителей на дорогах для специальных целей, причем этим представителям возбраняются вмешательство в деятельность управления дорог, и непосредственное руководство дорогами.
§ 52. Военные представители на дорогах учреждаются для наблюдения за наиболее быстрым выполнением дорогами заданий Военного ведомства и в то же время для оказания дорогам всяческого
содействия помощи и защиты от разрушителей железнодорожного транспорта.
§ 53. Представители Государственного контроля и Комиссариата финансов участвуют в совещании по техническим и финансовым вопросам (§ 30), дают свои заключения по всем вопросам кредитного и финансового экономического характера, без права решающего голоса.

Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Я . Свердлов3.
Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета А . Енукидзе

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том III. 11 июля — 9 ноября 1918. М.: издательство политической литературы, 1964


Проект положения был выработан комиссией из представителей Викжедора и Народного комиссариата путей сообщения, затем одобрен Первой Всероссийской конференцией коммунистов железнодорожников (открывшейся 24 сентября) и съездом линейных начальников и комиссаров дорог и округов (открывшимся 29 сентября) и возвращен ими в комиссию для детальной разработки. Переработанный проект был внесен во В ЦИК коллегией Народного комиссариата путей сообщения. 11 октября Президиум ВЦИК постановил раздать
проект членам Президиума для ознакомления и обсудить его на следующем заседании. На заседании Президиума ВЦИК 16 октября положение было утверждено.