ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕКВИЗИЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ ТОВАРА-БАГАЖА И ГРУЗОВ, НЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА СТАНЦИЯХ НАЗНАЧЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК, А ТАКЖЕ ОКАЗАВШИХСЯ НА СТАНЦИЯХ БЕЗ ДОКУМЕНТОВ, ЭВАКУИРОВАННЫХ, НО НЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦАМИ НА СТАНЦИЯХ ВЫГРУЗКИ, И ГРУЗОВ, ЗАДЕРЖАННЫХ В ПУТИ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАНЯТИЯ ИЛИ УГРОЖАЕМОСТИ ЗАНЯТИЯ НЕПРИЯТЕЛЕМ
СТАНЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ
1*. Реквизиция: а) багажа, товара-багажа и грузов, не востребованных на станциях назначения в установленный срок, б) оказавшихся на станции без документов, в) эвакуированных, но не востребованных владельцами на станциях выгрузки, и г) багажа и грузов, задержанных в пути более 2 недель вследствие занятия или угрожаемое занятия неприятелем станции назначения, производится окружными и центроколлегиями Всероссийской эвакуационной комиссии, которые в настоящее время по своему местонахождению совпадают с округами путей сообщения.
Примечание 1. Настоящее положение не распространяется на грузы, задержанные в пути по конвенционным запрещениям.
Примечание 2. Если при вскрытии груза в нем обнаруживается наличие предметов, воспрещенных к вольной продаже, перевозимых лицами или предприятиями без соответствующих разрешений или сверх норм, установленных декретом то таковые грузы подлежат конфискации с составлением об этом особых актов, в которых должны быть подробно указаны род и количество конфискованных предметов. Акты эти представляются в окружные центроколлегии или в центроколлегии, находящиеся в месте пребывания управлений железных дорог, в зависимости от рода груза, а конфискованные предметы по соглашению с управлением данной дороги передаются начальникам станции на хранение до получения распоряжения центроколлегии о передаче конфискованных предметов надлежащим ведомствам.
Исключение составляют продовольственные грузы, которые не конфискуются, а реквизируются на общих, изложенных ниже, основаниях. Оценка конфискованного имущества, равно как уплата за него денег в доход казны, производится тем же порядком, как и имущества реквизированного, за исключением оплаты стоимости груза собственнику его.
Все лежащие на конфискованных грузах железнодорожные платежи, за исключением наложенного платежа, вносятся в кассу станции в общем порядке, предусмотренном п. 9 сего Положения.
- Управления железных дорог обязывают начальников станции представлять все сведения о подлежащих реквизиции багаже и грузах в сроки, устанавливаемые соглашением железных дорог и местных центроколлегий, в центроколлегию, находящуюся в месте пребывания управления железной дороги, причем за своевременным и правильным представлением этих сведений наблюдают местные центроколлегии (т. е. центроколлегии, в районе которых находится станция, где подлежат реквизиции багаж и грузы).
Примечание 1. Центроколлегии, находящаяся в месте пребывания управления железной дороги, в случае необходимости дополнения или выяснения представленных начальниками станции сведений, обращается за этим в управление данной дороги.
Примечание 2. Начальники станций не имеют права без разрешения окружных центроколлегий или центроколлегии в месте нахождения управления железной дороги в зависимости от рода грузов производить выдачу багажа и грузов, подлежащих реквизиции, причем это разрешение должно выдаваться через управление данной железной дороги.
Примечание 3. Если управление дороги совпадает с местом нахождения округа путей сообщения, то все вышеуказанные сведения представляются в окружную центроколлегию, причем в состав последней приглашаются по вопросу о реквизиции представители всех имеющихся здесь управлений железной дороги.
- Вскрытие и составление детальных описей имущества, как в качественном, так и в количественном отношении подлежащих реквизиции багажа и грузов, производятся центроколлегиями, находящимися в месте пребывания управления железной дороги, через органы управления дороги (начальники станций) при участии представителя Государственного контроля и, если центроколлегия найдет это нужным, специально уполномоченного ею на это лица.
Примечание 1. Эти же функции выполняются окружной центроколлегией по отношению к тем дорогам, управления которых находятся в месте пребывания округа путей сообщения.
Примечание 2. Детальная опись груза должна содержать в себе необходимые данные о состоянии имущества настолько полные, чтобы была возможность произвести оценку имущества, а также и переоценку его в том случае, если оценка произведена на месте нахождения груза.
- Реквизированное имущество оценивается окружной центроколлегией по твердым ценам, а за отсутствием таковых — по ценам, установленным Центральной междуведомственной комиссией по распределению демобилизованного и эвакуированного имущества. Если же на реквизируемые предметы нет ни твердых цен, ни цен, установленных Центральной междуведомственной комиссией по распределению демобилизованного и эвакуированного имущества, то оценка производится путем экспертизы начальниками станций применительно к § 130 соглашения о прямом сообщении при участии представителя Государственного контроля или представителя местной центроколлегии, согласно указаний оценочной комиссии при окружной центроколлегии.
Последние образуются при окружных центроколлегиях в составе представителей окружной центроколлегии, Государственного контроля, Высшего совета народного хозяйства, Комиссариата продовольствия и Комиссариата финансов.
Оценка утверждается окружной центроколлегией, если сумма оценки каждого отдельного груза не превышает 100 000 руб., и Центральной междуведомственной комиссией по распределению демобилизованного и эвакуированного имущества, если сумма оценки превышает 100 000 руб., а также в случае разногласия или спорности вопросов о передаче данного груза определенным ведомствам.
- Окружные центроколлегии, получив от центроколлегий в месте нахождения управления железной дороги сведения о багаже и грузе, подлежащих реквизиции с оценочными на них ведомостями, в случае, если стоимость каждого отдельного груза не превышает 100 000 руб., распределяют их между ведомствами-получателями, руководствуясь прилагаемым при сем сборником общего тарифа железных дорог (ч. II), в котором Центральная междуведомственная комиссия по распределению демобилизованного и рованного имущества сделала разметки с указанием, какому ведомству надлежит учитывать и каким ведомствам передавать тот или иной предмет.
Грузы стоимостью свыше 100 000 руб., равно грузы, при распределении коих в окружных центроколлегиях возникают разногласия, распределяются Центральной междуведомственной комиссией по распределению демобилизованного и эвакуированного имущества при Всероссийской эвакуационной комиссии.
- По распределению реквизированного багажа и грузов окружные центроколлегии составляют приказ для реквизиции данного груза по прилагаемой форме, образованной для письма под копировку 5 экземпляров: первый экземпляр упомянутого приказа (корешок) оставляется при делах окружных центроколлегий, 2, 3, 4 экземпляры пересылаются станцией на станции, на которых багаж или груз находится, а экземпляр дается уполномоченному ведомством получателю грузов и багажа. Уполномоченное ведомством учреждение или лицо предъявляет приказ станции, которая по сличении такового с полученными приказами выдает реквизируемый багаж или груз под расписку на экземплярах приказа. Первый экземпляр с отметкой о том, кто получил багаж или груз, и о времени выдачи и вывозе, должен храниться при делах станции, другой с распиской в получении с теми же отметками направляется в контрольное учреждение дороги и 3 — в окружную центрокол-легию или центроколлегию места нахождения управления железной дороги в зависимости от того, чьим распоряжением реквизировался груз, а 4 с отметкой о выдаче возвращается станцией получателю грузов.
7. Исключение из этого порядка представляют грузы скоропортящиеся, для хранения которых железнодорожными правилами установлены сроки хранения не более 7 суток; таковые грузы реквизируются и передаются местным представителям подлежащих ведомств центроколлегиями места нахождения управления железной дороги через органы управления дороги в зависимости от нахождения грузов с составлением предусмотренного выше приказа и донесением окружной центроколлегии.
- В приказах о реквизиции грузов и багажа должны быть помещены сведения о багаже и грузах, значащихся в железнодорожных документах, а также указана сумма, за которую грузы реквизируются, и сумма платежей, причитающихся железным дорогам за провоз и хранение багажа и грузов, причем сумма платежей, причитающихся железным дорогам, указывается в приказе начальниками станций и назначается ими же во всех экземплярах приказов.
- Моментом реквизиции считается определенный срок, указанный в приказе, и реквизируемый груз или багаж должен бытьвывезен со станции не позже как на следующий день, в часы, в которые станция открыта для коммерческих операций. В случае же невывоза багажа или грузов в указанный срок, на него начисляется новая плата за хранение на общем основании без вычета срока бесплатного хранения, каковая плата уплачивается непосредственно ведомством — получателем.
При невывозе и непринятии реквизированного груза и багажа, как скоропортящихся, так и остальные, в сроки, установленные общими железнодорожными правилами для данной местности, с неисправного получателя взыскиваются все расходы, связанные с непроизводительным хранением. В случае надобности Всероссийской эвакуационной комиссии и окружной центроколлегии предоставляется право сделать распоряжение о разгрузке груза на месте и передаче на хранение местным органам того ведомства, к которому груз назначен, без права местных органов распоряжаться грузом до получения указаний от своих центров. Эти операции производятся Всероссийской эвакуационной комиссией за счет неисправного ведомства-получателя. При невозможности осуществления этого груз распределяется вновь по указанию Центральной междуведомственной комиссии по распределению демобилизованного и эвакуированного имущества, куда окружная центроколлегия по донесениям начальника станции пересылает списки 1 2 грузов.
Примечание 1. Если задержанный вследствие следования к месту, угрожаемому со стороны неприятеля, груз реквизирован, но не принят ведомством-получателем в указанный срок, а местность, куда груз следовал, более не угрожаема, то груз должен быть направлен к месту назначения распоряжением окружной центроколлегии по соглашению с получателем груза.
Примечание 2. Установление момента реквизиции предоставляется окружным центроколлегиям или центроколлегиям места нахождения управления железной дороги (в зависимости от рода грузов), причем на них же возлагается ответственность за порчу грузов, происшедшую от несвоевременной реквизиции, а также и на начальников станций и местные центроколлегии, если они виновны в несвоевременном представлении сведений о подлежащих реквизиции багажа и грузах.
- При получении реквизированного груза ведомства-получатели вносят в кассу станции причитающиеся железным дорогам платежи за провоз, хранение и прочие установленные сборы за исключением наложенных платежей, которые подлежат уничтожению, о чем3 делает отметку на извещении о наложенных платежах, возвращаемых с этой отметкой на станцию отправления грузов, с соблюдением в данном случае всех правил, существующих на железных дорогах.
Примечание. Оплата железнодорожных расходов наличными, путем взноса денег в кассу станции может быть заменена выдачей начальниками станций соответствующих расписок при условии специального соглашения по этому поводу данного ведомства с Комиссариатом путей сообщения, с участием представителей Государственного контроля и Народного комиссариата финансов, о чем должно быть сделано специальное распоряжение по линии железной дороги. Реализация таких расписок достигается способом, указанным в этом соглашении.
- Железнодорожные платежи по перевозке и хранению исчисляются на основании действующих тарифов, причем для грузов, задержанных в пути и реквизируемых на станции задержки, провозная плата исчисляется от станции отправления до станции задержки, для грузов без документов — от последней распорядительной станции, с которой прибыл вагон с бездокументным грузом, для бездокументного багажа, если станция отправления неизвестна, — от станции начального следования багажного вагона по дороге выгрузки.
- В случае, когда сумма оценки реквизируемых грузов и багажа ниже причитающихся железнодорожных платежей, ведомства-получатели уплачивают только оценочную сумму.
- О всех реквизированных и вывезенных со станции грузах начальники станции должны пересылать приказы на реквизицию данного груза, упомянутые в § б настоящего Положения с соответствующими отметками окружной центроколлегии или центрокол-легии места нахождения управления железной дороги, смотря по тому, чьим распоряжением реквизирован груз, а также сообщать о реквизированных и невывезенных в установленный срок грузах и отдельно о вывезенных грузах, с указанием номеров приказов. Порядок представления о них сведений устанавливается окружными центроколлегиями.
- Собственникам документного реквизированного багажа и груза окружные центроколлегии или центроколлегии места нахождения управления дороги выдают квитанции по прилагаемой форме с указанием ведомства, в распоряжение которого реквизированный груз или багаж передан.
- Ведомства-получатели должны оплатить стоимость переданного им реквизированного имущества, порядок и сроки расплаты указаны в нижеследующих пунктах.
- Ведомства-получатели реквизированных грузов и багажа при предъявлении собственниками багажа и грузов реквизированных квитанций, выданных окружными центроколлегиями или центроколлегиями места нахождения управления железной дороги, возмещают им их оценочную стоимость реквизированных предметов за вычетом уплаченных в дороге платежей, за исключением платы за хранение грузов от момента реквизиции до момента вывоза груза, каковая удержанию из оценочной суммы не подлежит. Если собственник реквизированного груза или багажа не явится в течение 3-х месяцев, то ведомства-получатели должны внести стоимость имущества, за вычетом железнодорожных платежей в доход казны по доходной смете Департамента государственного казначейства. В последнем случае собственник в изъятие правил ст. ст. 121 —135 общего устава российских железных дорог предъявляет требование Государственному казначейству, а не железным дорогам.
- Квитанция о взносе денег в доход казны предъявляется ведомствами-получателями в окружные центроколлегии, которые наблюдают совместно с представителями Государственного контроля за правильностью и своевременностью внесения денег.
- На багаж и груз бездокументные реквизиционные квитанции выдаются начальниками станций одновременно с предъявлением приказа о реквизиции для представления в контрольные учреждения на предмет истребования надлежащих сумм от ведомств-получателей.
- На станциях выдачи лежит обязанность уведомить станцию отправления при наличии связи, как поступлено с отправкой.
- Всероссийской эвакуационной комиссии по соглашению с Народным комиссариатом путей сообщения предоставляется право в случае необходимости вносить в настоящее Положение надлежащие исправления.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар финансов Крестинский.
Народный комиссар путей сообщения Невский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
Согласно декрету СНК от 29 августа о реквизиции багажа, багажа-товара и грузов и о конфискации предметов и грузов, воспрещенных к вольной продаже, Всероссийской чрезвычайной эвакуационной комиссии поручалось создать комиссию из представителей Народных комиссариатов по военным делам, продовольствия, торговли и промышленности, путей сообщения и государственного контроля и Высшего совета народного хозяйства и в недельный срок подготовить и внести в СНК проект положения о реквизиции. 9 сентября Всероссийская чрезвычайная эвакуационная комиссия послала заявление в СНК с просьбой обязать Народные комиссариаты государственного контроля, продовольствия, торговли и промышленности и путей сообщения участвовать в работах комиссии по выработке положения. 11 сентября СНК предписал народным комиссариатам послать своих представителей на заседание комиссии в пятницу. На заседании СНК 26 ноября положение было обсуждено и поручено Всероссийской чрезвычайной эвакуационной комиссии к 28 ноября представить подписи народных комиссаров финансов и продовольствия и председателя ВСНХ «и поручить т. Ленину подписать положение от имени Совета Народных Комиссаров».
*В «Собрании Узаконений» перед 1-м пунктом вводная часть: Реквизиция на железнодорожных станциях товара-багажа и грузов, не востребованных на станциях назначения в установленный срок, а также оказавшихся на станциях без документов, эвакуированных, но не востребованных грузовладельцами на станциях выгрузки, и грузов, задержанных в пути вследствие занятия или угрожаемости занятия неприятелем станции назначения, — производится на следующих основаниях.