Положение ВЦИК и Совета Обороны о революционных комитетах (24 октября 1919 г.).

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕВОЛЮЦИОННЫХ КОМИТЕТАХ (РЕВКОМАХ)

1) Революционные комитеты (ревкомы) образуются для упорной обороны против врага и поддержания революционного порядка: 1) в местностях, освобожденных от неприятеля, 2) в прифронтовой полосе и 3) в тылу.

I. РЕВКОМЫ ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ МЕСТНОСТЕЙ

2) Ревкомы в местах, освобожденных от неприятеля, образуются в составе от 3 до 5 лиц, по мере продвижения Красной Армии, революционным военным советом армии при участии местных органов Советской власти.

3) Являясь органами военной и гражданской власти, ревкомы непосредственно подчинены революционному военному совету армии и центральной Советской власти в порядке, указанном в § 4.

4) При ревкомах образуются по мере надобности и развертывания работы отделы, которые немедленно по их образовании входят в обычном порядке в сношения с соответствующими народными комиссариатами, получают от них циркулярные распоряжения и финансируются ими.

Примечание. Образовавшиеся до учреждения ревкома органы гражданской власти подчиняются ревкому.

5) При дальнейшем продвижении Красной Армии и при создании возможности перехода к нормальному построению местных органов власти, постановлением центральной власти в местностях, освобожденных от неприятеля, назначаются выборы на съезды Советов или в Советы, исполкомам которых, по их избрании, ревкомы передают все свои полномочия, имущество и дела. II.
II. РЕВКОМЫ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ

6) В прифронтовой полосе (на расстоянии 25—50 верст от линии фронта) постановлением революционного военного совета армии исполкомы могут быть временно распущены и заменены ревкомами, в ведение которых переходят все остальные отделы исполкома.

7) Ревкомы прифронтовой полосы организуются революционным военным советом армии при участии местного губисполкома и состоят из представителей от революционного военного совета армии и исполкома.

8) Все ревкомы прифронтовой полосы, являясь органами военной и гражданской власти, находятся в непосредственном подчинении революционному военному совету армии и подотчетны центральной Советской власти.

9) Ревкомы прифронтовой полосы финансируются обычным порядком через соответствующие народные комиссариаты, в которые они должны представлять отчеты о деятельности их отделов. На чрезвычайные расходы, связанные с обороной, ревкомы финансируются теми военными органами, коими они созданы, представляя им отчет о расходах в обычном порядке. Копия отчета о полученных ассигновках и их расходовании представляется Народному комиссариату внутренних дел.

10) По миновании надобности приказом революционного военного совета армии ревкомы распускаются и исполкомы вновь вступают в свои права, или производятся выборы исполкомов в обычном порядке, которым ревкомы сдают свои дела.

III. РЕВКОМЫ ТЫЛА

11) Для упорной обороны против врага и для поддержания революционного порядка в тылу могут быть образованы постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны губернские ревкомы, подчиненные Революционному военному совету Республики, и уездные ревкомы, подчиненные губревкомам.

Примечания. 1) В центрах укрепленных районов, где имеются военные советы укрепленного района, ревкомы не образуются. С образованием военного совета укрепленного района, имеющийся ревком распускается и все его функции переходят военному совету укрепленного района, которому подчиняются все уездные, волостные и узловые ревкомы укрепленного района.

2) Губернские ревкомы могут, в случае надобности, учреждать ревкомы в поселках, в больших селах, железнодорожных узлах, имеющих стратегическое значение, или посылать в эти пункты своих особополномочных. В состав этих ревкомов обязательно должны входить местные военные комиссары, где таковые имеются, или при отсутствии таковых военные комиссары, особо назначенные губрев комами.

12) Ревкомы тыла состоят из 3—5 членов, в том числе: председателя исполкома, одного из членов исполкома и местного военного комиссара. Члены губревкома утверждаются Революционно-военным советом Республики, члены уездного ревкома — губревкомом.

Примечание. В производящих губерниях в состав губревкома обязательно входит председатель губпродкома.

13) Образование ревкомов отнюдь не влечет за собой упразднения исполкомов и их президиумов, которые продолжают свою обычную работу, передавая ревкому все дела, касающиеся обороны и поддержания революционного порядка. Ревкомы делают не реже одного раза в неделю информационные доклады о своей работе исполкому или его президиуму.

14) Предоставляя отделам исполкома необходимую самостоятельность в ведении обычной текущей работы, ревкомы имеют право требовать от них выполнения в первую очередь заданий, поручаемых им ревкомом.

15) Ревкомы тыла не создают своего аппарата, а пользуются всеми советскими аппаратами губернии и уезда, приспособленными для нужд обороны и финансируемыми в обычном порядке. На чрезвычайные расходы, связанные с обороной и поддержанием революционного порядка, ревкомы финансируются тем военным органом, коим они созданы, представляя отчетность, которая должна вестись аппаратом исполкома, уездные ревкомы — губернским, а последние—Революционному военному совету Республики.

16) Задачей ревкомов является быстрое проведение всех мероприятий, необходимых для укрепления тыла и обороны, а именно: а) содействие военным властям в производстве оборонительных работ, где это будет признано необходимым; б) содействие военной власти по проведению мобилизаций и расквартированию воинских частей; в) содействие в выполнении военно-заготовительных работ;

г) содействие по поставке в Красную Армию продовольствия;

д) принятие мер по поддержанию революционного порядка;

е) усиление политическо-агитационной работы, особенно в красноармейских частях.

17) Ревкомам предоставляется право реквизиции имущества и материалов, необходимых для Красной Армии, с соблюдением постановления Совета Обороны от 12 сентября с/г. об обязательном составлении протокола в каждом случае реквизиции, а равно всех имевших место распоряжений центральной власти, изданных по этому вопросу, и с согласия органов Наркомпрода при реквизиции продовольственных продуктов и предметов ведения Народного комиссариата продовольствия и с согласия чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны по снабжению армии при реквизиции предметов, находящихся в его ведении. О всех случаях реквизиции они обязаны доносить: уездные ревкомы — губернским, последние— тому военному органу, коим они созданы.

18) Ревкомы обязаны следить за состоянием всех без исключения гражданских и военных учреждений, а также воинских частей, находящихся на территории ревкома, знакомиться с их состоянием и принимать меры к устранению замеченных недостатков и упущений, донося об этом: уездные ревкомы — губернским, последние — тому военному органу, коим они созданы.

19) Командование вооруженными силами и непосредственное заведование резервными и вновь формирующимися воинскими частями находится в руках соответствующих военных властей.

20) Смена лиц командного состава может быть произведена губревкомом лишь в случаях явной измены их, требующей немедленного принятия мер. Смена может быть произведена за ответственностью губревкома с немедленным донесением тому военному органу, коим ревком образован.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин.

Председатель Совета Рабоче-Крестьянской Обороны

Ульянов (Ленин).

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Енукидзе хв

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том VI. 1 АВГУСТ — 31 ДЕКАБРЬ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1973


17 октября Совет Обороны, обсудив положение о революционных комитетах, внесенное представителем Народного комиссариата внутренних дел М.Ф. Владимирским, поручил ему организовать комиссию для рассмотрения положения в составе представителей Народных комиссариатов внутренних дел, юстиции, продовольствия, по военным делам и ВСНХ; было решено также просить Президиум ВЦИК прислать представителей; остальные комиссариаты могли делегировать своих представителей с совещательным голосом.

Комиссии поручалось рассмотреть проект положения в 2-дневный срок; в случае достижения соглашения В. И. Ленину предлагалось подписать его от имени Совета Обороны, в противном случае М. Ф. Владимирскому поручалось внести этот вопрос в Совет Обороны. Сведения об утверждении положения во ВЦИК не найдены.