Положение ВЦИК о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию (Не позднее) 13 февраля.

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ И О МЕРАХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ЗЕМЛЕДЕЛИЮ

Глава I ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ст. 1. Вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом.

Ст. 2. Этот единый государственный фонд находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответственных народных комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.

Ст. 3. Для окончательного уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, для организации сельского хозяйства на основах социализма, с применением всех завоеваний науки и техники, воспитания трудящихся масс в духе социализма, а также объединения пролетариата и деревенской бедноты в их борьбе с капиталом необходим переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования являются наилучшими средствами для достижения этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть, как на преходящие и отживающие.

Ст. 4. В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. В соответствии с этим землеустройство обнимает собой совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению единоличного землепользования.

Ст. 5. Для достижения этой цели в круг землеустроительных обязанностей земельных отделов входит:

а) отграничение земель сельскохозяйственного назначения от земель прочих назначений;

б) выделение из сельскохозяйственного фонда тех земель, которые не подлежат распределению в единоличном землепользовании;

в) уничтожение дальноземелья, чересполосицы и т. п.;

г) распределение сельскохозяйственного фонда между трудовым населением для ведения сельского хозяйства;

д) отвод земли для других надобностей;

е) производство изысканий в целях расширения сельскохозяйственного фонда;

ж) учет земельного фонда и земледельческого населения.

Ст. 6. Губернские земотделы имеют право переводить земли в свое заведование и распоряжение, в чьем бы ведении они раньше ни находились, в целях:

а) охранения естественных богатств земли от истощения;

б) принятия мер к увеличению производительности земли посредством оросительных, осушительных и обводнительных сооружений, защитных лесонасаждений, укрепления песков и т. д.;

в) проведения путей сообщения, кроме железных дорог;

г) устройства опытных станций и показательных полей, а также санитарных, лечебных, благотворительных, образовательных и др. общественных учреждений.

Глава II КАКИЕ ЗЕМЛИ И КОМУ ОТВОДЯТСЯ

Ст. 7. Землеустройству подвергается вся площадь сельскохозяйственного фонда.

Ст. 8. Этот земельный фонд используется в первую очередь для нужд советских хозяйств и коммун, во вторую очередь для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки,

в третью — для добывания средств к существованию единоличных землепользователей.

Ст. 9. Распределению в единоличное пользование не подлежат:

а) земли, находящиеся в ведении советских и общественных культурно-просветительных учреждений (сельскохозяйственные школы, опытные поля и т. п.);

б) бывшие земли нетрудового пользования, на которых организованы или предполагается организовать советские хозяйства;

в) бывшие земли нетрудового пользования, оставленные 2 в ведении земотделов для организования товарищеского общего хозяйства;

г) земли специального назначения: городские, селитьбенные, поселковые, курортные, занятые промышленными, фабрично-заводскими предприятиями, путями сообщения и т. д.;

д) все вообще земли, ко времени вступления в силу настоящего положения еще не распределенные в единоличное пользование.

Примечание. Изъятия из пункта «д» настоящей статьи допускаются во всех случаях, когда по тем или иным причинам, например вследствие иностранной или белогвардейской оккупации, крестьянское население не получило в свое пользование бывших земель нетрудового пользования и когда отвод таких земель в единоличное пользование возможен без ущерба интересам товарищеского земледелия.

Ст. 10. Все остальные земли безусловно могут подлежать распределению в единоличное пользование в пределах установленных для каждого района норм наделения.

Глава III УСТАНОВЛЕНИЕ ОЧЕРЕДЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТ

Ст. 11. Землеустроительные работы производятся в губернском масштабе по почину земотделов; все очередные работы производятся по заявлению заинтересованных товарищеских сельскохозяйственных объединений и других учреждений.

Ст. 12. Все землеустроительные работы по отводу земель учреждениям, сельскохозяйственным объединениям, группам отдельных землепользователей и т. д. производятся на основании плана землеустроительных работ, утверждаемого губземотделом.

Ст. 13. При составлении плана землеустроительных работ соблюдается следующий порядок, за исключением внеочередных землеустроительных работ:

а) установление губернских, уездных и волостных границ;

б) отвод земель сельскохозяйственным объединениям и группам отдельных землепользователей внутри волости.

Ст. 14. В качестве внеочередных землеустроительных работ вносятся в планы работ отводы земель для нужд советских хозяйств, правительственных и общественных учреждений, для сельскохозяйственных коммун, артелей и т. д. и в других случаях, когда внеочередность отвода земель вызывается общественной полезностью начинания, для нужд которого отводится земля.

Ст. 15. По окончании работ, изложенных в ст. 13, землеустроительные органы приступают к производству внутреннего развер-стывания (передела земли), причем соблюдается следующая очередь:

а) выдел земли вновь возникающим сельскохозяйственным коммунам, артелям и т. д.;

б) выдел земли частям общины с перенесением усадебной части;

в) прочие случаи землеустроительных работ.

Ст. 16. План землеустроительных работ составляется на каждый зимний и летний период в отдельности.

Ст. 17. Составление проектов поуездных планов землеустроительных работ возлагается на уездные земельные отделы, коими поуездные планы представляются в губернский землеустроительный подотдел для составления проекта губернского плана работ для летнего периода не позже 1 февраля, на зимний — 1 сентября.

Примечание. В исключительных случаях отвод земли делается по распоряжению уездного земельного отдела на основании постановления, представляемого в губернский земельный отдел для сведения.

Ст. 18. Губернский землеустроительный подотдел на основании представленных ему проектов поуездных планов работ составляет проект губернского плана землеустроительных работ и представляет его на рассмотрение и утверждение губернского земотдела.

Примечание. Планы землеустроительных работ составляются по установленной Народным комиссариатом земледелия форме.

Ст. 19. Утверждаемые планы землеустроительных работ препровождаются не позже 1 апреля и 1 ноября в Народный комиссариат земледелия для сведения и надлежащего согласования с общегосударственными планами.

Ст. 20. Порядок производства как общегосударственных, так и возникающих по частной инициативе землеустроительных работ определяется инструкциями Народного комиссариата земледелия.

Глава IV О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАПИСИ И УЧЕТЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Ст. 21. Государственная запись землепользования устанавливается с целью учета как землеустроенного земельного фонда, так и землепользователей и всех происходящих в них с течением времени изменений.

Ст. 22. Запись слагается из: а) нанесения на волостные карты образованных землепользователей и б) составления волостных земельных списков.

Ст. 23. Всякое изменение в лице землепользователя, в границах и пространствах землепользования, а также в особых полномочиях, обязанностях и повинностях по землепользованию записывается после соответствующего постановления земельных отделов.

Ст. 24. На выдаваемых землепользователям планах и землеотводных записях делаются отметки о произведенной записи.

Ст. 25. Производство записи в волости :i открывается по распоряжениям губземотдела по мере исполнения работ по землеустройству.

Ст. 26. Производство государственной записи возлагается на земельные отделы при участии землемерных сил.

Ст. 27. На землемерную часть и ее органы при производстве ими всякого рода работ (по социалистическому землеустройству) возлагается особая обязанность принимать 4 в соображение необходимость собирания всех данных и сведений, потребных для составления волостных карт землепользований и земельных списков.

Ст. 28. Форма волостных карт землепользований и земельных списков, а равно и подробные правила о порядке производства государственной записи землепользований устанавливаются инструкциями, издаваемыми Народным комиссариатом земледелия.

Глава V О СОВЕТСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ

Ст. 29. Советские хозяйства организуются в целях: а) наивоз-можно большего увеличения продуктов путем поднятия производительности сельского хозяйства и расширения посевной площади; б) создания условий для полного перехода к коммунистическому земледелию; в) создания и развития культурно-агрономических центров.

Ст. 30. В целях наиболее успешного проведения задач, указанных в ст. 3 и 29 настоящего положения, под советские хозяйства отводятся: а) имения с ценными многолетними культурами, как-то: садами, огородами, плодовитыми питомниками, виноградниками, хмельниками, чайными, табачными, свекловичными и хлопковыми плантациями; б) имения с рациональными хозяйствами; в) имения со сложными техническими оборудованиями по обработке сельскохозяйственных продуктов (сыроварни, маслобойни, маслодельные заводы, сухого и сгущенного молока, мельницы, заводы виноделия и фруктовых вод и т. п.); г) имения с развитыми специальными отраслями животноводства, как-то: коннозаводством, племенным скотоводством, овцеводством и проч.; д) имения с развитым техническо-промышленным делом (ремонтные мастерские сельскохозяйственных машин, орудий и проч.); е) имения с прудами, озерами в целях промышленного развития рыболовства, а также

ж) сельскохозяйственные предприятия и участки земли, имеющие в учебно-показательном, культурно-просветительном или производственном отношении общегосударственное или особо важное местное значение.

Ст. 31. Советские хозяйства организуются, кроме случаев, перечисленных в ст. 30, и в других имениях: а) когда в них не организована сельскохозяйственная коммуна или если эта коммуна не в состоянии всесторонне обслуживать данное имение и б) когда в них ликвидирована сельскохозяйственная коммуна и по тем или иным причинам не может быть немедленно организована новая коммуна с количеством членов, достаточным для правильного ведения хозяйства.

Ст. 32. Советские хозяйства общегосударственного значения находятся в непосредственном ведении Наркомзема.

Ст. 33. Признание за имениями общегосударственного значения принадлежит Народному комиссариату земледелия и производится каждый раз особыми постановлениями, публикуемыми в установленном порядке.

Ст. 34. В советских хозяйствах должны устраиваться в зависимости от условий каждого хозяйства показательные участки, районные опытные поля, мастерские, опытные станции, прокатные пункты, племенные рассадники,» курсы, выставки, сельскохозяйственные школы, библиотеки, музеи, театры и другие культурно-просветительные заведения.

Ст. 35. В целях применения к сельскому хозяйству организованного опыта промышленных рабочих при Народном комиссариате земледелия учреждается по соглашению с Всероссийским советом профессиональных союзов рабочий комитет содействия, посылающий уполномоченных из числа наиболее надежных, опытных и сознательных промышленных рабочих в губернские и районные управления и отдельные хозяйства согласно вырабатываемым Наркомзе-мом инструкциям.

Ст. 36. Для организации советских хозяйств и управления ими учреждаются губернские, районные и местные управления советских хозяйств, подчиненные в своей деятельности подотделу советских хозяйств Отдела обобществления сельского хозяйства Народного комиссариата земледелия.

Примечание. Наркомзем издает подробные инструкции относительно организации и состава названных в настоящей статье управлений.

Ст. 37. Губземотделы и уземотделы имеют право обжаловать все постановления районных управлений в губернские, или подотдел Наркомзема, а все постановления губернских управлений в подотдел Народного комиссариата земледелия, не приостанавливая своей властью исполнения этих постановлений.

Ст. 38. Непосредственное управление хозяйствами на местах возлагается по каждому хозяйству в отдельности на заведывающего или коллегию, назначаемых соответственно районными и губернскими управлениями или Наркомземом. В каждом имении учреждается контрольный рабочий комитет впредь до того времени, когда будет организован общегубернский рабочий контроль или когда будет установлено рабочее управление советскими хозяйствами, уже введенное в наилучше организованных отраслях промышленности.

Ст. 39. Средства на организацию и ведение советских хозяйств отпускаются Наркомземом в сметном порядке, а все доходы с таких хозяйств вносятся в доход казны.

Ст. 40. Советские хозяйства ведутся на основании утвержденных Наркомземом организованных планов и вырабатываемых ежегодно приходо-расходных смет.

Ст. 41. Советские хозяйства обслуживаются советскими работниками, приглашаемыми как на постоянную, так и сроковую или поденную работу.

Ст. 42. Нормы, порядок и условия выдачи работникам советских хозяйств вознаграждения за их труд устанавливаются губернскими управлениями по соглашению с губернским отделом труда, — впредь до выработки тарифных ставок Всероссийским профессиональным союзом сельскохозяйственных рабочих и утверждения их Народным комиссариатом труда.

Ст. 43. Нормированные продукты отпускаются работникам и членам их семей из хозяйства по твердым ценам, по нормам Компрода, а ненормированные — в количестве и по ценам, установленным по соглашению губернского управления с губпрод-комом.

Ст. 44. За покрытием производственного потребления (семена, фураж и пр.) излишки нормированных продуктов советских хозяйств сдаются губернскими управлениями в распоряжение Наркомпрода и распределяются через его органы. Ненормированные продукты передаются соответственным советским организациям.

Ст. 45. Нормальное рабочее время в советских хозяйствах не может превышать 8 часов в день, или 48 в неделю, кроме времени запашки, засева, жатв и других спешных работ, когда допускаются сверхурочные работы, оплачиваемые дополнительно в обычном

размере. В остальном рабочее время нормируется применительно к постановлению Кодекса законов о труде.

Ст. 46. Никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйствах собственных животных, птиц и огороды.

Глава VI ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Ст. 47. Заведывающий отдельным хозяйством или коллегия и рабочий комитет его подчинены соответствующему районному губернскому управлению и в точности исполняют все его распоряжения и указания.

Ст. 48. Контрольный рабочий комитет состоит из 3—5 лиц, выборных от постоянных годовых рабочих и служащих хозяйств: представитель от сроковых и поденных рабочих входит в комитет с совещательным голосом. На случай отсутствия членов избираются 3 кандидата к ним. Присылаемый комитетом содействия (ст. 35) уполномоченный из числа промышленных рабочих входит в состав контрольного рабочего комитета.

Ст. 49. Председатель рабочего комитета выбирается членами комитета из своей среды простым большинством голосов.

Ст. 50. К обязанностям рабочего комитета относятся:

а) рассмотрение смет и отчетов по хозяйству и дача по ним заключения в районные и губернские управления;

б) наблюдение за своевременным составлением сметы и отчетов по хозяйству;

в) наблюдение за условиями быта и труда, в частности за санитарным состоянием помещений для рабочих и служащих, а также за справедливым распределением жилищ;

г) контроль над выдачей продовольственных пайков;

д) участие в учете производимых продуктов;

е) наблюдение за сохранностью и исправным состоянием государственного имущества;

ж) наблюдение за поддержанием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего распорядка.

Ст. 51. Члены рабочего комитета отвечают перед Наркомземом за исполнение своих обязанностей, в частности за сохранность имущества и соблюдение трудовой дисциплины, и имеют право принимать необходимые меры в пределах инструкций Наркомзема.

Ст. 52. Заседания комитета происходят не реже 2-х раз в месяц и считаются состоявшимися при наличности 3-х его членов. Все вопросы разрешаются простым большинством голосов. В случае равенства — голос председателя дает перевес.

Ст. 53. Рабочий комитет не должен вмешиваться в распоряжения заведывающего хозяйством или коллегии, а в случае разногласия, не приостанавливая исполнения этих распоряжений, переносит дело на разрешение соответственного районного или губернского управления.

Ст. 54. Рабочий комитет избирается на 6 месяцев и может быть переизбран и ранее этого срока по требованию не менее 1/в постоянных рабочих и служащих или районного управления.

Ст. 55. На обязанности заведывающих хозяйствами лежит административное и техническое заведование и распоряжение, в частности:

а) составление организационных планов и смет данного хозяйства, а равно и отдельных его технических и промышленных предприятий;

б) выполнение организационного плана, а также мероприятий, хотя и не предусмотренных организационным планом, но утвержденных подлежащими инстанциями;

в) выдача жалованья служащим и рабочим, как поденным, так и сдельным, по требовательным ведомостям, табелям и распискам, с соблюдением правил, требуемых контролем;

г) наблюдение за счетоводством, проверочное составление отчетности;

д) сдача и сбыт продуктов всех отраслей хозяйства согласно указаниям райсовхоза, губсовхоза и получение денежных сумм за проданные продукты.

Примечание. Денежные суммы, поступающие в хозяйства в размере, разрешенном райсовхозом, расходуются на нужды хозяйства. Суммы, превышающие эти размеры, вносятся в доход государства.

Ст. 56. За усовершенствование и развитие хозяйств, превышающих обычные средние размеры, губернские управления назначают рабочим, служащим и заведывающему хозяйством особые премии. Размер премии может быть пропорционален успехам.

Ст. 57. Губернские управления должны вести списки выдающихся членов комитетов, равно членов сельскохозяйственных коммун и крестьян — организаторов общественной обработки, из числа которых выдвигаются кандидаты на должности заведывающих советских хозяйств и на другие ответственные посты.

Ст. 58. В целях обеспечения наибольшей пользы для окрестного населения от советских хозяйств, а равно и коммун товарищеской и общественной обработки, как от агрикультурных и культурных центров, с ними должно быть связываемо устройство ветеринарных, случных, прокатных и семенных пунктов, улучшение местных дорог, организация агрономической помощи и т. д.

Ст. 59. Советские хозяйства не должны отгораживаться от местного земледельческого населения и обязаны войти в тесные сношения с ним, оказывать ему всяческую помощь в деле ведения его хозяйства на правильных и лучших началах.

Глава VII О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ КОММУНАХ

Ст. 60. Сельскохозяйственные производительные коммуны суть добровольные союзы трудящихся, часть общенародной организации товарищеского земледелия, организуемого с целью ведения хозяйства на коммунистических началах в области производства и распределения.

Примечание. Примерный устав сельскохозяйственной коммуны вырабатывается и издается Наркомземом.

Ст. 61. Исходя из основной задачи Советской власти в земледелии — преобразования всей земледельческой промышленности на началах обобществления средств производства, товарищеского труда и рационального ведения хозяйства, Народный комиссариат земледелия оказывает сельскохозяйственным производительным коммунам всемерную помощь и поддержку наравне с другими формами товарищеского хозяйства.

Ст. 62. Земля в пользование земледельческим коммунам отводится уездным земельным отделом из уездного и волостного земельного фонда в соответствии с общими правилами о социалистическом землеустройстве.

Ст. 63. Если коммуна состоит из лиц, уже пользующихся участками земли (быв. надельные, отрубные, хуторские и пр.), расположенными в разных местах, то уездные земельные отделы обязаны заменить эти участки одним общим участком, в потребном для коммуны количестве, по возможности в непосредственном соседстве с площадью земли, обрабатываемой другой коммуной или советским хозяйством.

Ст. 64. Инвентарь бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств, отводимых коммунам, может быть передан последним, если он не должен быть использован для нужд ближайших советских хозяйств.

Ст. 65. Если бывшее частновладельческое, монастырское или церковное хозяйство, которое должно быть передано коммуне, не может быть надлежащим образом обработано ее наличными трудовыми силами, то для ведения всего хозяйства объединяются две или несколько коммун одного района.

Ст. 66. Сельскохозяйственные производительные коммуны, как хозяйственные единицы, наравне с другими формами товарищеского землепользования, подчиняются контролю Народного комиссариата земледелия, осуществляемому им непосредственно и через его местные органы.

Ст. 67. Сельскохозяйственная производительная коммуна при организации хозяйства обязана руководствоваться организационным планом сельского хозяйства, утвержденным для данного района Народным комиссариатом земледелия или губернским земельным отделом.

Ст. 68. Средстве и продукты производства сельскохозяйственных коммун подлежат на общих основаниях учету соответствующих органов.

Ст. 69. Все излишки производимых в хозяйстве сельскохозяйственной производительной коммуны нормированных продуктов подлежат, на общих основаниях, сдаче советским органам Ком-прода для распределения их в общегосударственном масштабе. Излишки же продуктов ненормированных должны сдаваться государственным или общественным организациям на основании особых правил, устанавливаемых Народным комиссариатом продовольствия. Часть стоимости этих переданных коммуной органам снабжения излишков, определяемая постановлениями центральной или местной власти, засчитывается на погашение полученных коммуной от государства ссуд и на покрытие общегосударственных и местных расходов.

Ст. 70. Доходы, получаемые от коммунального хозяйства, должны расходоваться исключительно на улучшение и расширение хозяйства.

Ст. 71. Продукты хозяйства сельскохозяйственной производительной коммуны, предназначенные для ее потребления, могут быть обменены по требованию местного земельного отдела на продукты другого качества в том случае, если предназначенные для потребления хлеб и скот будут признаны годными к улучшению соответствующих сортов или пород в других товарищеских хозяйствах.

Ст. 72. Эксплуатация труда в целях извлечения прибыли (наемный труд) в коммуне воспрещается.

Ст. 73. Для исполнения работ, требующих специальных знаний, если в составе коммуны не имеется соответствующих специалистов, таковые могут быть приглашаемы через уездный или губернский земельный отделы.

Ст. 74. На время запашки, засева, жатвы и др. спешных работ коммуна может привлекать к работе в качестве временных участников и других лиц, не состоящих членами коммуны.

Примечание. По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены сельскохозяйственных производительных коммун.

Ст. 75. Условия труда и вознаграждение, как специалиста, так равно и временных участников, устанавливаются губземотде-лом по соглашению с губернским отделом труда.

Ст. 76. Специалисты и временные участники во время их работы в коммуне участвуют в решении дел ее с правом совещательного голоса и ни в каком случае не могут быть поставлены в худшие условия по сравнению с членами коммуны.

Ст. 77. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана зарегистрироваться в уездном или губернском земельном отделе в порядке, указанном в особом положении о записи сельскохозяйственных производительных организаций.

Ст. 78. Сельскохозяйственные производительные коммуны с момента записи их получают право юридического лица.

Ст. 79. Сельскохозяйственные коммуны, расположенные в одном и том же хозяйственно-экономическом районе, объединяются в районные союзы коммун.

Ст. 80. Уездному земельному отделу предоставляется право объединить в одну две или несколько организующихся коммун, если земли их смежны между собой или близко подходят друг к другу.

Примечание. Постановление настоящей статьи относится и к ранее организовавшимся коммунам.

Ст. 81. Коммуны для управления всеми делами избирают советы в составе 3-х, 5-ти лиц, представители которых, заведывающие хозяйственной частью, утверждаются уземотделом.

Ст. 82. Для достижения согласованности хозяйственных планов коммун с выработанными в данном районе для советских хозяйств губернские управления могут вводить представителя управления последних в состав советов ближайших коммун с правом совещательного голоса. Представители союзов коммун, также с правом совещательного голоса, входят в состав районных управлений советскими хозяйствами своего района.

Ст. 83. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана вести культурно-просветительную работу в окрестных селениях и всеми мерами поддерживать бедноту в ее борьбе против кулацких элементов деревни, а также оказывать всемерную помощь соседним крестьянам в улучшении их хозяйства.

Ст. 84. Каждая коммуна обязана представлять местному земельному отделу отчет о своей хозяйственной деятельности, об израсходовании полученных ею ссуд и пособий, и доводить до его сведения о каждом предполагаемом изменении плана хозяйства.

Ст. 85. В случае неисполнения требований, изложенных в ст. 84, коммуна может быть лишена дальнейшего права получения ссуд и пособий, а совет коммуны может быть привлечен к судебной ответственности.

Ст. 86. Члены рабочей коммуны ответственны перед Нарком-земом за правильную постановку дела в хозяйстве и должны всемерно стремиться к охране интересов республики и всей массы трудящихся.

Ст. 87. Коммуна может добровольно прекратить свое существование и ликвидировать дело по постановлению общего собрания, утвержденному уземотделом.

Ст. 88. Сельскохозяйственные производительные коммуны могут быть распущены подлежащими органами Советской власти в случае несоответствия их организации с основными положениями Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Ст. 89. Коммуна может быть распущена губернским или уездным земельным отделом в случае нарушения коммуной настоящего положения или устава или неподчинения указаниям и распоряжениям Народного комиссариата земледелия или местным губернским или уездным земельным отделам.

Ст. 90. Коммуна может обжаловать постановление уездного земельного отдела о роспуске по причинам, указанным в ст. 89, в губернский земельный отдел, который обязан в недельный срок со дня подачи жалобы рассмотреть ее и утвердить постановление уездного земельного отдела или отменить его с передачей дела на новое рассмотрение уземотделов.

Ст. 91. Решения губернского земельного отдела могут быть обжалованы в коллегию Народного комиссариата земледелия, постановления которой являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Ст. 92. Для ликвидации дел коммуны под председательством заведывающего уездным земельным отделом образуется ликвидационная комиссия из представителей заинтересованной коммуны и заведывающих, представителя местного объединения коммун и заведывающего местным подотделом товарищеских хозяйств.

Ст. 93. Уездный земельный отдел обязан поддерживать хозяйство ликвидируемой коммуны, поручая земельное хозяйство товариществу или привлекая к работе временных участников впредь до передачи его вновь организованной коммуне или до организации взамен ликвидируемой коммуны советского хозяйства.

Глава VIII ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ЗЕМЛИ

Ст. 94. Общественная обработка земли производится целым обществом или отдельными группами членов общества путем совместного приложения труда и общего использования средств и орудий производства при запашке и засеве земель, уборке урожая и т. д.

Ст. 95. Общественная обработка организуется либо на всей площади земель, отведенных для данного общества, либо на отдельных ее частях.

Примечание. В обществах, члены которых остаются при единоличном пользовании распределенными землями, общественная обработка организуется на: а) землях, не распределенных между отдельными хозяйствами членов общества, б) землях, остающихся не обработанными по причине отсутствия, выбытия или смерти их пользователей, и в) по постановлению уземотделов на землях, смежных с обрабатываемыми ими участками, остающимися свободными при распределении и не могущими быть использованными для советских хозяйств или производительных коммун.

Ст. 96. Переход к общественной обработке происходит по решению, принятому простым большинством членов общества, присутствующих на собрании.

Ст. 97. При несогласии большинства членов общества перейти к общественной обработке согласному на совместную обработку земли меньшинству по его требованию общество обязано выделить соответствующий по норме участок к одному месту, при несогласии общества такой отвод участков к одному месту производится в обязательном порядке уездотделом.

Примечание 1. Хозяйства, земли которых выделяются на основании настоящей статьи, составляют или артели и товарищества по совместной обработке земли или самостоятельные сельские общества.

Примечание 2. На земли, отведенные для совместной обработки, не распространяются постановления общества о переделах и о распоряжении землями, отведенными для всего общества; члены артелей и товариществ отнюдь не лишаются права участия в решении обществом его земельных дел.

Ст. 98. Общественная обработка выполняется равным обязательным участием в ней перешедших к таковой обработке членов общества соответственно их трудоспособности.

Ст. 99. В случае невозможности по не зависящим от члена общества или его семьи условиям выполнить причитающуюся на их долю работу выполнение последней раскладывается между всеми членами общества или их семьями.

Ст. 100. Замена трудового участия отдельных лиц или семей в общественной обработке путем найма ими 8 вместо себя других лиц в форме денежных взносов не допускается.

Ст. 101. На время запашки, засева, жатвы и других спешных работ товарищества, занимающиеся общественной обработкой, могут привлекать к работе в качестве временных участников преимущественно лиц, обычно не занятых сельскохозяйственным трудом, и в первую голову фабрично-заводских рабочих.

Ст. 102. Временные участники приглашаются целыми группами и только в крайнем случае — по одиночке.

Ст. 103. Условия труда и вознаграждения временных участников устанавливаются губземотделом по соглашению с губернским отделом труда.

Ст. 104. Временные участники общественной обработки во время их работы в товариществе участвуют в решении, его дел с правом совещательного голоса.

Ст. 105, По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены товарищества по общественной обработке.

Ст. 106. Вступление временных участников в число постоянных членов товарищества происходит по постановлению большинства его членов.

Ст. 107. Распределение общественной работы между участниками производится соответственно требованиям наиболее выгодного разделения труда и полного использования специальных навыков и знаний отдельных членов товарищества.

Ст. 108. Общественная обработка части земель выполняется как инвентарем, приобретенным в общественное пользование и составляющим инвентарный фонд общества, так и посредством инвентаря, принадлежащего отдельным членам товарищества. Товариществу предоставляется право принудительного использования инвентаря отдельных хозяйств, если он в них не может быть использован полностью.

Ст. 109. При распространении общественной обработки полностью на специально сельскохозяйственные угодья весь инвентарь, обслуживающий эти угодья, переходит в общественное пользование или обращается в инвентарный фонд общества при переходе последнего к постоянной общественной обработке этих угодий.

Ст. 110. При переходе к полной и постоянной общественной обработке всех полевых и луговых угодий все необходимые для того машины и орудия, имеющиеся в отдельных хозяйствах, обращаются в общественное распоряжение с зачислением 1 в инвентарный фонд.

Ст. 111. Рабочий скот отдельных хозяйств при переходе к общественной обработке в первую очередь используется для общественных работ и только во вторую очередь — для обслуживания нужд отдельных хозяйств. При возможности обеспечить достаточно бережливым и заботливым уходом рабочий скот отдельных хозяйств, перешедших к общественной обработке в размере, необходимом для выполнения общественных работ, он может быть переведен в полное распоряжение товарищества с зачислением в инвентарный фонд.

Ст. 112. При обобществлении всех орудий, машин и рабочего скота или при недостатке их в отдельных хозяйствах обработка огородных или других участков, оставшихся в частном пользовании, как равно и выполнение других хозяйственных нужд отдельных хозяйств производится общественным инвентарем, когда он 1 2 оказывается свободным от общественных работ.

Ст. 113. За частное пользование общественным инвентарем с зажиточных земледельцев взимается устанавливаемая обществом особая плата, поступающая в инвентарный фонд. Беднейшее население пользуется инвентарем бесплатно.

Ст. 114. Упоминаемый в предшествующих статьях настоящей главы общественный инвентарный фонд образуется:

а) из инвентаря, отчуждаемого по постановлению товарищества от отдельных хозяйств, как входящих в данное товарищество, так и соседних с ними, вследствие не1 использования или неполного использования его в этих хозяйствах;

б) из инвентаря и скота, поступающего в распоряжение товарищества при переходе его к полной общественной обработке;

в) из денежных взносов отдельных хозяйств;

г) из отчислений сумм, вырученных от сбыта продуктов общественной обработки;

д) из инвентаря или денежных сумм на его покупку, предоставляемых органами власти;

е) из добровольных взносов деньгами или натурой членов товарищества и других лиц;

ж) из других возможных поступлений.

Ст. 115. Отчуждение инвентаря в порядке предшествующей ст. 113 от зажиточных земледельцев производится бесплатно, а от средних трудовых и беднейших земледельцев —за плату, определяемую товариществом, но не превышающую, однако, твердых цен на отчуждаемые предметы. Временное пользование инвентарем, принадлежащим отдельным членам товарищества, также может быть соответственно оплачиваемо по постановлению последнего.

Ст. 116. Распоряжение инвентарным фондом принадлежит общему собранию членов товарищества, которое устанавливает порядок его образования, содержания и пользования им.

Ст. 117. Ремонт инвентаря, использываемого при общественной обработке, производится за счет товарищества.

Ст. 118. В случае прекращения общественной обработки инвентарный фонд не может быть распределен между членами товарищества без особого разрешения уземотдела. При отсутствии такого разрешения пользование инвентарем осуществляется на началах организации общественных прокатных пунктов.

Ст. 119. Необходимый для обсеменения общественно обрабатываемых земель семенной материал составляется по раскладке товарищества из взносов отдельных хозяйств натурой или деньгами для приобретения улучшенных семян. Из сбора урожаев, снятых с совместно обрабатываемых полей, производятся отчисления в семенной запас.

Ст. 120. Для восстановления и увеличения плодородия почвы совместно обрабатываемых полей устанавливается обязательная возка удобрения, как принадлежащего товариществу, так и из отдельных хозяйств, в порядке, определяемом товариществом.

Ст. 121. В целях применения искусственных удобрений образуется особый фонд для приобретения таковых, как из отчисления части доходов по сбыту продуктов совместно обрабатываемых полей, по раскладке товарищества так и из взносов отдельных хозяйств, по раскладке товарищества.

Примечание. Все постановления товарищества, упоминаемые в ст. ст. 113, 115, 116, 119, 120 и 121, нуждаются в утверждении уземотдела.

Ст. 122. При переходе к общественной обработке разрабатывается общий хозяйственный план ее, определяющий систему севооборота, разбивку на клинья предназначаемого к обработке участка, род и характер посевов, порядок удобрений и т. д.

При раскладке взноса на семенной материал и для приобретения искусственных удобрений (ст. ст. 120 и 121) большая часть взносов возлагается на зажиточных крестьян, меньшая — на крестьян среднего достатка и совсем освобождаются от взносов или участвуют в них в самой малой доле беднейшие крестьяне.

Ст. 123. В хозяйственном плане в случае необходимости предусматривается подразделение товарищества на группы, совместно выполняющие ответственные работы.

Ст. 124. Из урожая, снятого с общественно обрабатываемых земель, в первую очередь отчисляется в семенной запас часть, необходимая для последующих посевов, а также для содержания общественного скота и на покрытие расходов по ремонту и замене пришедших в негодность орудий новыми и на пополнение скота.

Ст. 125. За вычетом указанных в ст. 124 отчислений собранного урожая от общественной обработки всех земель общества, из оставшейся части наделяются все хозяйственные общества как продуктами личного потребления, так и кормом для скота, по продовольственным нормам, устанавливаемым законами Республики.

Ст. 126. Весь остаток урожая нормированных продуктов по отчислении в семенной запас и на удовлетворение указанных в ст. ст. 123, 124 и 125 потребностей товарищества и его членов сдается в продовольственные органы.

Ст. 127. Суммы, вырученные от сдачи нормированных продуктов в продовольственные органы (ст. 126), а равно и ненормированные продукты, полученные с совместно обрабатываемых полей, распределяются между членами товарищества на основаниях, определяемых постановлением товарищества о переходе к общественной обработке.

Ст. 128. Доходы, получаемые с земель, поступивших под общественную обработку в целях покрытия специальных расходов общества (на покрытие государственных и местных сборов общественных потребностей и т. д.), могут поступить в распределение не иначе, как с разрешения уземотдела.

Ст. 129. Постановление общества о частичной или полной общественной обработке земли должно определять: а) площадь, на которую распространяется общественная обработка; б) содержание и круг совместно выполняемых работ; в) способы обеспечения мертвым и живым инвентарем, которым будет производиться обработка с указанием условий, на которых в случае надобности будет применяться частный инвентарь; г) способы обеспечения семенным материалом; д) порядок применения рабочей силы; е) состав и пределы ведения комитета общественной обработки; ж) прочие положения, необходимые по местным условиям для успешного осуществления общественной обработки.

Ст. 130. Постановление товарищества о переходе к общественной обработке сообщается в уездный земельный отдел, которым и записывается в особую книгу.

Ст. 131. Товариществу предоставляется право принимать принудительные меры и налагать денежные трудовые взыскания по отношению к нерадивым при общественной обработке членам товарищества сообразно со степенью сознательности и нарушения общественного интереса вплоть до исключения из товарищества с переходом сельскохозяйственного инвентаря нарушителя в общественный инвентарный фонд.

Ст. 132. Для непосредственного руководства общественной обработкой собранием товарищества избирается комитет общественной обработки в составе не менее чем 3-х членов, считая в том числе и председателя, его товарища и секретаря.

Ст. 133. Комитет общественной обработки действует под контролем уземотдела в полном соответствии с его распоряжением и с постановлением общего собрания товарищества. На его обязанности лежит:

а) общее руководство работами;

б) назначение на работы отдельных лиц и распределение работы между хозяйствами;

в) надзор над выполнением работ;

г) принятие мер по обеспечению товарищества семенами, инвентарем, скотом и проч.;

д) определение порядка удобрения полей;

е) заведование инвентарным фондом и запасом семян;

ж) разработка ежегодных смет доходов и расходов;

з) составление ежегодных отчетов о своей деятельности;

и) другие задачи, возлагаемые на него постановлениями общего собрания товарищества и уездного земельного отдела.

Ст. 134. Комитету принадлежит право понуждения и наложения денежных и трудовых взысканий за невыполнение отдельными членами установленного им1 порядка выполнения работы в пределах, устанавливаемых товариществом.

Глава IX О ПООЩРЕНИИ И СОДЕЙСТВИИ ТРУДОВЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ

Ст. 135. На Народный комиссариат земледелия и его органы возлагается обязанность оказывать всяческое содействие сельскохозяйственным производительным коммунам, товариществам и обществам, перешедшим к общественной обработке земли, трудовым артелям и другим сельскохозяйственным объединениям как снабжением их семенами, орудиями, скотом, так и всеми видами агрономической и культурно-технической помощи.

Ст. 136. Губернскому земотделу предоставляется право по соглашению с губпродкомами увеличивать кормовые нормы для скота сельскохозяйственных объединений (советские хозяйства, коммуны, товарищества по общественной обработке), перешедших к улучшенным способам ведения хозяйства.

Ст. 137. Как при выдаче ссуд из миллиардного фонда, декрет от 6 ноября 1918 г. так и при распределении сельскохозяйственных машин, скота и т. п. преимущество отдается тем объединениям, которые осуществили наиболее полное обобществление сельскохозяйственного труда и отличаются лучшей организацией своего хозяйства.

Ст. 138. За особо правильную постановку хозяйства и достигнутые успехи в смысле поднятия его производительности Народным комиссариатом земледелия могут назначаться премии как работникам советских хозяйств, так и сельскохозяйственным производительным коммунам, товариществам по общественной обработке и проч..

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлов.

Народный комиссар земледелия С. Середа.

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета В. Аванесов.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


Проект положения, разработанный Народным комиссариатом земледелия с учетом постановлений I Всероссийского съезда земельных отделов, комитетов бедноты и коммун (11—20 декабря 1918 г.), был принят за основу на заседании ВЦИК 10 февраля и передан в комиссию из представителей Народных комиссариатов земледелия, юстиции, ВСНХ, под председательством В. И. Ленина, с требованием в трехдневный срок закончить редактирование проекта и направить на утверждение в Президиум ВЦИК (см. № 175 за 10 февраля). По-видимому, в это время В. И. Ленин читал проект VIII главы положения и дал ряд указаний по переработке проекта.