ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПУТЯМИ СООБЩЕНИЯ
Раздел I
- В ведении Народного комиссариата путей сообщения находятся все эксплуатируемые железные дороги.
- Во главе Народного комиссариата путей сообщения стоит народный комиссар путей сообщения.
- Народный комиссар путей сообщения назначается Советом Народных Комиссаров и утверждается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом; члены коллегии и заместитель назначаются наркомом и утверждаются Советом Народных Комиссаров.
Примечание. Взаимоотношения между народным комиссаром и коллегией определены] параграфами 44 и 45 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
- Для непосредственного руководства работой отдельных управлений народный комиссар путей сообщения назначает в каждое управление Народного комиссариата управляющего, ответственного целиком и полностью перед наркомом. Народному комиссару путей сообщения предоставляется право назначать в каждом управлении политического комиссара, целиком и полностью ответственного перед народным комиссаром.
- Управляюшие всех управлений Комиссариата путей сообщения составляют Технический отдел Комиссариата, председателем которого является лицо по назначению наркома. Технический совет рассматривает вопросы технического характера, порученные ему наркомом.
- Для разработки крупных вопросов, связанных с железнодорожными путями сообщения, а также по различным отраслям деятельности железнодорожных сообщений при Народном комиссариате путей сообщения создаются следующие органы:
а) Центральный комитет по перевозкам в составе представителей от Народных комиссариатов по военным делам, продовольствия, Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата путей сообщения. Председатель Центрального комитета по перевозкам назначается народным комиссаром путей сообщения. На Центральный комитет возлагается разработка, в государственном масштабе планов перевозок грузов по всем железнодорожным путям сообщения, а также регулировка их движения или регулировка перевозочных средств.
б) Высшая железнодорожная инспекция.
в) Финансовый комитет и
г) Высший технический совет.
- Предметы занятий и порядок работы каждого из названных в параграфе 6-м учреждений определяются специальными положениями и инструкциями, утверждаемыми народным комиссаром путей сообщения.
- Председатель и состав указанных учреждений определяются народным комиссаром путей сообщения. Кроме того, в состав этих учреждений по особым каждый раз приглашениям входят представители заинтересованных ведомств, учреждений и организаций.
- Народный комиссариат путей сообщения разделяется на соответствующее число отдельных исполнительных органов (управлений) с потребным штатом служащих согласно особому положению и смете.
- Число отдельных управлений, положение о них и смета организаций8, а также потребный штат утверждается народным комиссаром путей сообщения.
Раздел II Положение об округах путей сообщения
- Все железнодорожные пути сообщейия Российской Федеративной Социалистической Советской Республики разделяются на округа путей сообщения.
- Во главе округа стоит комиссар округа и управляющий, назначаемые народным комиссаром путей сообщения, всецело и полностью ответственные перед народным комиссаром путей сообщения.
- Управление округов путей сообщения состоит из отделов:
а) эксплуатационного,
б) технического,
в) хозяйственного,
г) финансово-экономического и
д) административного.
Во главе каждого отдела стоит заведующий, назначаемый комиссаром округа по соглашению с управляющим соответственного управления Комиссариата путей сообщения и утверждаемый в должности наркомом, полностью ответственный в техническом отношении перед комиссаром округа и управляющим соответственного управления Комиссариата путей сообщения и народным комиссаром путей сообщения, для общего же направления деятельности отдела народным комиссаром путей сообщения могут быть назначены политические комиссары отделов, несущие полную ответственность перед народным комиссаром путей сообщения и комиссаром округа как в политическом, так и в административно-техническом отношениях.
- Заведующие всеми отделами округа путей сообщения составляют технический совет округа, председатель которого утверждается народным комиссаром путей сообщения.
- При округе путей сообщения учреждаются:
а) окружной комитет по перевозкам,
б) финансовый комитет,
в) техническое совещание.
Состав, предметы занятий и порядок работы каждого из названных в § 14 органов определяются специальными положениями и инструкциями, утвержденными народным комиссаром путей сообщения.
Раздел III Положение об управлении путями сообщения на местах
- Все железнодорожные пути сообщения округа делятся на линейные отделы. Во главе каждого отдела стоит заведующий отделом, ответственный перед комиссаром округа и заведующим соответственных отделов управления округа, как в административнотехническом, так и в политическом отношениях, за работу отдела.
- Управление отдела разделяется на части:
а) эксплуатационную,
б) техническую,
в) хозяйственную,
г) объединенное счетоводство,
д) административную.
Во главе каждой части стоит заведующий частью. Заведующие частями назначаются заведующим отделом и утверждаются комиссаром округа; заведующие частями, помимо общего порядка подчиненности, непосредственно ответственны как в политическом, так и в административно-техническом отношениях, перед заведующим отделом.
- Заведующий отделом руководствуется в своей деятельности особым положением, утвержденным народным комиссаром путей сообщения.
Раздел IV
- Линейные отделы округа в зависимости от технических условий с утверждения наркома могут быть разделены на участки, причем в основание таких участков должны быть положены участки тяги.
- В случае необходимости организации участка, во главе его стоит заведующий участком, который, помимо общего порядка подчиненности, непосредственно несет ответственность в административно-политическом и техническом отношениях перед заведующим отделом.
Раздел V
- Схема и штаты округов, отделов и участков путей сообщения утверждаются Народным комиссариатом путей сообщения. В пределах сметных ассигнований всякие изменения в штатах утверждаются комиссаром округа.
Раздел VI
- Порядок перехода к настоящему положению определяется особой инструкцией народного комиссара путей сообщения.
Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Я. Свердлов.
Народный комиссар путей сообщения В. Невский.
Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета В. Аванесов.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
На заседании ЦК РКП(б) 16 января о транспорте было принято решение «вопрос этот на заседании ВЦИК от 17 сего месяца не ставить, а назначить специальное заседание ВЦИК для обсуждения этого вопроса. На заседании должны быть предложены положения, выработанные комиссией, избранной фракцией».
Заседание ВЦИК состоялось 22 января, с докладами выступили народный комиссар путей сообщения В. И. Невский и председатель Транспортной комиссии ВЦИК В. А. Аванесов; была принята резолюция; «Предложить Народному комиссариату путей сообщения разработать положение согласно указаниям Комиссии для представления во ВЦИК».
Проект постановления, внесенный народным комиссаром путей сообщения, был утвержден на заседании Президиума ВЦИК 11 февраля.