ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ 4 февраля 1919 г.
Обсудив общие положения концессии на постройку Великого северного пути по проекту художника А. А. Борисова и норвежского гражданина Эдварда Ганневика (Обь — Котлас — Сорока, Котлас — Званка), Совет Народных Комиссаров постановляет:
- Признать направление линии железной дороги и общий план постройки приемлемыми.
- Признать предоставление концессии представителям иностранного капитала с принципиальной точки зрения допустимым во всех тех случаях, когда только таким путем может быть достигнуто развитие производительных сил.
- Данную концессию признать желательной и осуществление ее практически необходимым.
- Для ускорения окончательного практического разрешения данного вопроса предложить соискателям концессии представить доказательства основательности их ссылок на связи с союзническими и нейтральными предприятиями и фирмами, способными финансировать дело, доставить необходимые материалы и оборудование и закончить постройку.
5) Поручить комиссии, образованной при Высшем совете народного хозяйства для рассмотрения данного концессионного договора с пополнением состава ее представителями Народных комиссариатов финансов, земледелия, юстиции и военных дел, а также Всероссийского совета профессиональных союзов, в двухнедельный срок представить окончательный проект договора.
6) Поручить Народному комиссариату военных дел дать в двухнедельный срок обстоятельное заключение по данному проекту с военной и стратегической точек зрения.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968
В. И. Ленин, после доклада о внешней и внутренней политике СНК на заседании Петроградского Совета 12 марта, отвечая на записку о концессии на «Великий северный железнодорожный путь», говорил: «…лучше заплатить дань иностранным капиталистам, а железные дороги построить. От этой дани мы не погибнем, а если не сладим с железнодорожным движением, то мы можем погибнуть потому, что народ голодает; как ни вынослив русский рабочий, но есть предел выносливости. Поэтому принять меры к улучшению железнодорожного движения наша обязанность, хотя бы ценою дани капитализму» (Поли. собр. соч., т. 38, стр. 13).