ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ
В целях наилучшего обеспечения от повреждений и порчи железных дорог, их путей и подвижного состава, а также всякого рода технических сооружений и строений, находящихся в полосе отчуждения, необходимых для правильной работы железных дорог, признаются необходимыми следующие мероприятия:
- На всех граждан, проживающих в полосе местности, расположенной вдоль линии железной дороги, в расстоянии 15 верст в каждую сторону от полотна железной дороги, возложить ответственность, за круговой порукой, за всякую порчу пути, железнодорожных сооружений и строений.
- Организация, наблюдение и общее руководство деятельностью населения по охране железнодорожных путей в 30-верстной полосе вдоль линии железных дорог возложить на местные губернские исполнительные комитеты. Губернские исполнительные комитеты распределяют руководство охраной на местах указанной выше полосы между уездными, волостными и городскими исполнительными комитетами.
- Исполнительные комитеты обязаны:
а) установить постоянное общее наблюдение местного населения за всей 30-верстной полосой вдоль железных дорог;
б) установить тщательный надзор за вызывающими подозрение лицами как из местного населения, так и за вновь прибывающими;
в) разработать меры противодействия на случай возникновения в той же полосе беспорядков;
г) разработать и установить определенную схему охраны железной дороги — ее путей и сооружений — населением.
- При организации и установлении охраны железной дороги местным населением исполнительным комитетам как губернским, так и на местах согласовать свои мероприятия с управлениями соответствующих железных дорог и с местными железнодорожными агентами ПЧ (начальниками участков службы пути), а также с представителями железнодорожной охраны и местными комендантами участков, кои обязуются оказывать охране из местного населения всяческое содействие имеющимися в их распоряжении средствами.
- Исполнительным комитетам предоставляется, в случае обнаружения в районе охраны какого-либо поселения недостаточно тщательного надзора за охраной железной дороги, брать от местного населения заложников.
- Исполнительные комитеты, не проявляющие должной инициативы и энергии в установлении и осуществлении указанных выше мероприятий, предаются суду революционных трибуналов.
- Местные железнодорожные чрезвычайные комиссии и чрезвычайные комиссии исполнительных комитетов принимают самые энергичные меры к борьбе с лицами, противодействующими или не осуществляющими распоряжений по охране на местах железных дорог, их путей, сооружений и строений. Им предоставляется подвергать аресту всех виновных, не исключая членов исполнительных комитетов, причем об арестах городских, волостных и уездных исполнительных комитетов они обязуются уведомлять соответствующие губернские исполнительные комитеты, которые эти аресты должны подтвердить, об арестах же членов губернских исполнительных комитетов должны быть уведомляемы их председатели и народный комиссар внутренних дел, которые могут утвердить или отменить произведенный арест. Соответствующие уведомления должны быть сделаны чрезвычайными комиссиями срочным порядком не позднее 24 часов с момента задержания арестованных членов исполнительных комитетов.
Председатель Совета Рабоче-Крестьянской Обороны
В. Ульянов (Ленин).
Члены Совета Рабоче-Крестьянской Обороны
Э. Склянский. Красин.
Секретарь Совета Рабоче-Крестьянской Обороны
Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
8 апреля 1919 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971
Проект постановления с датой 7 апреля, внесенный Реввоенсоветом Республики, был утвержден на заседании Совета Обороны 7 апреля.
См. также: Предписание Председателя Совета Обороны В. И. Ленина Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности усилить бдительность и принять самые срочные меры для подавления всяких попыток взрывов, порчи железных дорог и призывов к забастовкам 1 апреля.