Постановление Совета Обороны о проведении в жизнь военного положения на железных дорогах и мерах содействия снабжению железных дорог топливом (12 ноября 1919 года).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ О ПРОВЕДЕНИИ В ЖИЗНЬ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ И МЕРАХ СОДЕЙСТВИЯ СНАБЖЕНИЮ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТОПЛИВОМ

В изменение ранее изданных постановлений по вопросу о проведении в жизнь военного положения на железных дорогах и в дополнение к постановлениям по вопросу о снабжении железных дорог топливом, Совет Рабоче-Крестьянской Обороны постановляет:

  1. Институт особоуполномоченных Совета Рабоче-Крестьянской Обороны по проведению в жизнь военного положения на железных дорогах упразднить.
  2. Проведение в жизнь военного положения на железных дорогах и содействие снабжению топливом железных дорог возложить на особый комитет из трех лиц, подчиненный непосредственно Совету Обороны, который обязан отчетностью пред Всероссийской чрезвычайной комиссией, Народным комиссариатом путей сообщения и Революционным советом Республики.
  3. Председатель, а также члены особого комитета утверждаются Советом Обороны персонально из числа кандидатов, выдвигаемых по соглашению Всероссийской чрезвычайной комиссии, Народного комиссариата путей сообщения и Революционного военного совета Республики.

Примечание. За отдельными ведомствами сохраняется право отзыва своего кандидата при условии немедленного представления в Совет Обороны на утверждение нового кандидата, представленного по соглашению с указанными ведомствами.

  1. На время сохранения военного положения на железных дорогах по соглашению с Всероссийской чрезвычайной комиссией весь аппарат Транспортного отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии находится в полном подчинении особого комитета Совета Обороны для осуществления всех мероприятий по проведению в жизнь военного положения и содействия снабжению железных дорог топливом.
  2. Все права и обязанности особоуполномоченных Совета Обороны по проведению в жизнь военного положения на железных дорогах возлагаются на особый комитет Совета Обороны. Особому комитету предоставляется право по мере необходимости на местах (фронтах, армиях, крупных узловых дорогах и т. п.) назначать местные комитеты или своих единоличных уполномоченных.

Примечание. Права, обязанности и компетенция местных комитетов или уполномоченных на местах определяются каждый раз особо особым комитетом Совета Обороны.

  1. Особый комитет, принимая самые деятельные революционные меры по проведению военного положения и 3 устранению топливного кризиса на железных дорогах, не вмешивается непосредственно ни в технику управления железнодорожным транспортом, ни в технику добычи топлива, оказывая всемерное содействие как Народному комиссариату путей сообщения в деле перевозок, так и всем подлежащим главкам и центрам в деле добычи, погрузки и вывозки топлива.
  2. На все время сохранения военного положения на железных дорогах заведующий Транспортным отделом Всероссийской чрезвычайной комиссии входит в состав коллегии Народного комиссариата путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии и назначается по соглашению вышеупомянутых ведомств.
  3. Поручить Реввоенсовету Республики по мере надобности в отдельных местностях на железных дорогах образовывать военнореволюционные трибуналы.
  4. Все решения особого комитета, а также всех его органов (троек и уполномоченных), обязательны как для всех органов Транспортного отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии, так и для всех других ведомств, и приводятся в исполнение безотлагательно.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин).

Секретарь Совета Обороны С. Бричкина.

Москва, Кремль.

12 ноября 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том VI. 1 АВГУСТ — 31 ДЕКАБРЬ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1973


Совет Обороны 31 октября, обсудив проект постановления о мерах к улучшению железнодорожного транспорта, подготовленный ВЧК, постановил: «Поручить комиссии в составе представителей ВЧК. Комиссариата путей сообщения, Военного и т. Ксандрова в 2-дневный срок обсудить вопрос лишь об органах, проводящих экстренные меры по снабжению топливом железных дорог, как добавление к тем мерам, которые вошли во все предыдущие декреты, изданные по данному вопросу». На заседании Совета Обороны 8 ноября комиссия сделала доклад, однако Совет Обороны остался не удовлетворенным сообщением комиссии и передал вопрос на рассмотрение в новую комиссию в составе Л. Б. Красина, С. Д. Маркова, В. Д.Жукова, В. А. Аванесова, Э. М. Склянского и др. и дал ей задание: «а) обсудить наилучшие способы проведения военного положения на железных дорогах и проведение революционных мер по снабжению топливом, б) признать, что институт особоуполномоченных требует коренного пересмотра». 10 ноября Совет Обороны предложил комиссии закончить работу к 12 ноября. На заседании Совета Обороны 12 ноября постановление было утверждено, дополнительно был внесен 6 пункт.