Постановление ВЦИК о правах вынесения приговоров Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и революционными трибуналами 17 февраля.

В дополнение и развитие положения о Всероссийской чрезвычайной комиссии, утвержденного Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом от 28 октября, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

1) Право вынесения приговоров по всем делам, возникаемым в чрезвычайных комиссиях, передается реорганизованным трибуналам, причем следствия по всем делам должны быть заканчиваемы не позднее одного месяца.

Примечание. В случае необходимости продолжить срок следствия чрезвычайной комиссии предоставляется право возбуждать особые ходатайства перед местными Советами, а Всероссийской чрезвычайной комиссии — перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

2) При наличии вооруженного выступления (контрреволюционных, бандитских и т. п.) за чрезвычайными комиссиями сохраняется право непосредственной расправы для пресечения преступлений.

3) Такое же право непосредственной расправы сохраняется за чрезвычайными комиссиями в местностях, объявленных на военном положении, за преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения.

4) Для решительного пресечения преступлений и быстроты разбора дел революционные трибуналы реорганизуются на следующих началах:

а) Революционный трибунал состоит из 3-х членов. Судьи избираются на месячный срок губернскими исполнительными комитетами. В городах, насчитывающих более 200 000 жителей, могут быть учреждаемы городские трибуналы, члены которых избираются городскими Советами.

б) Суд должен назначаться не позже чем через 48 часов после окончания следствия.

в) Заседания трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемых. Вызов или невызов свидетелей, равно как допущение или недопущение защиты и обвинения при рассмотрении дела, зависит от трибунала. Трибуналы ничем не связаны в определении меры наказания. Приговоры трибунала не подлежат обжалованию в апелляционном порядке.

5) Революционному трибуналу предоставляется право проверки следственных действий чрезвычайной комиссии.

6) Члены трибунала имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных.

7) Настоящее положение входит в силу по создании реорганизованных революционных трибуналов. Губернским исполкомам и городским Советам (согласно § 4а настоящего постановления) приступить к организации новых трибуналов.

Кроме того, положение дополняется следующим пунктом:

«Народному комиссару юстиции предлагается в кратчайший срок представить на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета проект «Положения о революционном трибунале», составленного на вышеуказанных основаниях».

По вопросу о концентрационных лагерях выносится следующее постановление:

«Всероссийской чрезвычайной комиссии предоставляется право заключения в концентрационный лагерь, причем Всероссийская чрезвычайная комиссия руководствуется точным положением о порядке заключения в концентрационный лагерь (инструкция), которая утверждается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

Всероссийской чрезвычайной комиссии совместно с Народными комиссариатами юстиции и внутренних дел поручается разработать инструкцию в 2-х недельный срок».

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Свердлов.

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Аванесов.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том IV. 10 ноября — 31 марта 1919. М.: издательство политической литературы, 1968


На заседании ЦК РКП(б) 4 февраля рассматривался вопрос о правах чрезвычайных комиссий; было решено разработать проект положения о чрезвычайных комиссиях и революционных трибуналах, подготовка проекта была поручена комиссии в составе Ф. Э. Дзержинского, Л. Б. Каменева и И. В. Сталина, комиссии при выработке проекта предлагалось руководствоваться следующими основами: «1) Право вынесения приговоров должно быть передано из чрезвычайных комиссий в ревтрибуналы, причем ревтрибуналы должны состоять из трех человек; 2) аппарат чрезвычайных комиссий должен оставаться в качестве (1) розыскных органов и (2) органов непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями (бандитскими, контрреволюционными и т. п.); 3) за чрезвычайными комиссиями сохраняется право расстрелов при военном положении (если это право предусмотрено самими постановлениями об объявлении той или иной местности на военном положении); 4) работа комиссии должна закончиться в кратчайший срок». Органам партийной и советской печати было рекомендовано дать ряд статей, в которых изложить точное понятие о ревтрибуналах, как об органах революционной кары. В связи с этим решением ЦК РКП(б) опубликовал письмо к коммунистам-работникам чрезвычайных комиссий, в котором дал оценку работы всех чрезвычайных комиссий и разъяснил необходимость проведения реформы органов ВЧК (см. «Известия» № 29, 8 февраля). Проект положения был рассмотрен на заседании Президиума ВЦИК 11 февраля, 17 февраля он был внесен на пленуме ВЦИК Ф. Э. Дзержинским от имени большевистской фракции ВЦИК и утвержден.