ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ПОЕЗДОК ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ РАБОЧИХ В ОТПУСКА
В целях предупреждения отмеченных тяжелых последствий Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет производить перевозки отпускных рабочих при условии соблюдения нижеследующих правил:
(В развитие Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, опубликованного в № 152 «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» 13 июля с. г.)
Предоставление рабочим, получившим разрешение на отпуска, возможности выехать на родину для участия в полевых работах при настоящем состоянии транспорта и в особенности при отсутствии достаточного запаса топлива требует для проведения его в жизнь возможной сорганизованности и выполнения перевозок в полном соответствии с заранее составленным планом.
При несоблюдении этого неизбежны серьезные замешательства в движении в связи с единовременным направлением большого количества рабочих в те районы, где железнодорожное движение и без того испытывает крупное затруднение вследствие массовых перевозок войск и продвижения поездов с хлебом и иного рода продовольствием, направляющимся в голодающие губернии. Продолжительные задержки поездов с рабочими, которые неминуемо будут в связи с этим, поставят едущих в кратковременные отпуска рабочих в крайне затруднительное положение.
В целях предупреждения отмеченных тяжелых последствий Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет производить перевозки отпускных рабочих при условии соблюдения нижеследующих правил:
1) Фабрично-заводские рабочие, пользующиеся правом поездки в отпуска, согласно постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, опубликованному в № 152 «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» от 13 июля с. г., отпускаются в пределах норм, приводимых в прилагаемой таблице.
2) Приводимые в таблице для городов и губерний нормы разверстываются: а) в губерниях — губсовдепами совместное губернскими советами профессиональных союзов между уездными Совдепами, а последними совместно с бюро советов профессиональных союзов распределяются между фабрично-заводскими комитетами; б) в городах Москве и Петрограде нормы эти разверстываются городскими Совдепами совместно с городскими советами профессиональных союзов между районными Совдепами, которые производят окончательное распределение между фабрично-заводскими комитетами.
3) Указанные нормы ни в каком случае не могут быть превышаемы.
Ответственность за правильную выдачу удостоверений возлагается на губсовдепы, уездсовдепы и городские Совдепы.
Контроль выдачи удостоверений возлагается на органы Государственного контроля.
За передачу удостоверений, их подделку и скупку лица виновные подлежат строжайшей ответственности.
4) Бланки удостоверений рассылаются Народным комиссариатом путей сообщения в губсовдепы в соответствии с приведенными в упомянутой таблице нормами, а губсовдепами — в уездсовдепы, которые и выдают удостоверения фабрично-заводским комитетам в пределах установленной разверстки.
В города Москву и Петроград бланки удостоверений Народный комиссариат путей сообщения высылает городским Совдепам, которые и выдают их районным Совдепам в пределах норм разверстки, а последние распределяют их между фабрично-заводскими комитетами.
5) Заводы, работающие на оборону, входят в общую норму разверстки, причем на тех из них, где отпуска могут быть временно приостановлены, разрешается вместо самого рабочего поездка одного из членов его семьи тем же порядком и по таким же удостоверениям, по каким едут и сами отпускаемые рабочие, если не будет особого соглашения между Всероссийским советом профессиональных союзов и Народным комиссариатом путей сообщения.
6) Правом поездки в отпуска пользуются лишь фабрично-заводские рабочие, на железных же дорогах — железнодорожные рабочие, паровозные и кондукторские бригады, сцепщики, составители и занимающиеся тяжелым физическим трудом.
7) При возвращении из отпусков рабочие заявляют на ближайшую железнодорожную станцию о своем желании выехать обратно не позднее, как за два дня до выезда, причем получают сведения от начальника станции, когда они должны явиться для посадки в поезд. Народному комиссариату путей сообщения вменяется при этом в обязанность, чтобы отправка рабочих была совершена в возможно кратчайший срок.
За Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Л. Серебряков.
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Енукидзе.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971
На заседании Совета Обороны 23 июля был обсужден доклад Народного комиссариата путей сообщения о перевозке едущих в отпуск рабочих; ВЦСПС было поручено в 3-дневный срок представить сведения о пунктах отправки рабочих, едущих в отпуск, и о числе их, после чего Народный комиссариат путей сообщения и Главод должны были составить «план перевозок рабочих и представить его на утверждение Совета Обороны»; Совет Обороны предложил также ВЦСПС запретить московским профсоюзам давать разрешения на дополнительный отпуск, за исключением отдельных категорий рабочих (химиков, табачников и печатников), отпуска которым «даются согласно постановлению Наркомтруда», записав в решении, что общий размер отпусков и их очередность в отношении «заводов оборонной группы устанавливаются Всероссийским советом профессиональных союзов по соглашению с Чусоснабом в согласии с постановлением по этому поводу Совета Обороны». На этом же заседании в решении по докладу ВСНХ о продовольственных льготах рабочим оборонных заводов было поручено Народному комиссариату путей сообщения по соглашению с ВЦСПС, представителями чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны и президиума Московского Совета к 24 июля «разработать для всей России правила, регулирующие поездки рабочих, отправляющихся в отпуска, в целях предупреждения расстройства железнодорожного транспорта» и в случае единогласного решения комиссии представить соглашение на подпись В. И. Ленину от имени Совета Обороны.
25 июля Совет Обороны принял правила, регулирующие поездки рабочих в отпуска «в целях предупреждения расстройства железнодорожного транспорта», внесенные Народным комиссариатом путей сообщения, и направил их в ВЦИК, который утвердил их 28 июля в виде постановления.