Трагедия “Курска” как событие экстраординарное и новая реальность

12 августа 2020 г. исполнилось 20 лет катастрофе атомной подводной лодки “Курск”, затонувшей во время учений в Баренцевом море. Но борту атомохода находилось сто восемнадцать моряков и офицеров. Все они погибли в результате этой аварии.

И по сей день эта трагедия остаётся одной из самых страшных в новейшей истории России. Тогда, 20 лет назад, за судьбой лодки и экипажа, следила с мучительной надеждой, без преувеличения, вся страна. Долгое время надеялись на спасение хотя бы части экипажа, верили уткам об установлении связи с моряками, «перестукивании» и прочим. Но все эти надежды оказались тщетны.

Так что же стало причиной этой трагедии? Кто виновен? Понёс ли кто-нибудь заслуженное наказание? Официальное расследование так и не дало чётких ответов на эти вопросы. Что особенно удивительно, учитывая общественный резонанс события и взятый тогда, казалось бы, курс на построение прочной государственности. Ан нет. Темна вода в облацех и по сей день.

Неспециалистам же, к которым относится абсолютное большинство жителей нашей страны, сложно сделать самостоятельные выводы о причинах катастрофы. Среди множества существующих версий этого события есть огромное количество откровенно абсурдных и крайне конспирологических. Ориентироваться в них обычному человеку крайне сложно. Интересующимся рекомендуем ознакомиться с версией Эдуарда Овечкина, знаменитого писателя-мариниста, двадцать один год прослужившего на другом стратегическом атомоходе Северного Флота и вышедшего в отставку капитаном третьего ранга. Его рассказ “Курск. Последний Поход” содержит интересные подробности об аварии “Курска” и позволяет читателю глубже изучить причины аварии (разумеется, мы понимаем, что товарищ Овечкин не является официальным лицом и излагает лишь ту информацию, которая ему была доступна).

Однако, сейчас, спустя двадцать лет со дня этого страшного события можно обобщить исторические факты и задать вопрос: «А была ли эта катастрофа такой уж уникальной и невероятной для новейшей истории, как казалось тогда, в двухтысячном?» Да помилуйте!

  • 2004-й – обрушение в “Трансвааль-парке”, 28 погибших, более 100 пострадавших, многие инвалиды;
  • 2009-й – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, 75 погибших;
  • 2009-й – пожар в «Хромой лошади», гибель 157 человек;
  • 2011-й год – крушение теплохода “Булгария”, погибли 122 человека из 201, находившихся на борту. 2018-й год – пожар в “Зимней вишне”, Тюмень – гибель 64 человек, 41 из них – ребёнок.

И это только самые нашумевшие, прозвучавшие на весь мир, техногенные катастрофы в нашей новейшей истории. Вокруг нас постоянно что-то рушится, ломается и взрывается, унося всё больше и больше человеческих жизней. Прямо сейчас мы живём среди, образно выражаясь, неустранённых последствий аварии с разливом нефтепродуктов в Норильске. Жертв среди людей нет по счастливому стечению обстоятельств, уязвимой природе севера нанесён тяжёлый ущерб.

Неискушённый читатель тут спросит: «Зачем вы связываете все эти события вместе, что общего, разве можно всё это связывать?» А коммунист знает, что это всё – звенья одной цепи, родовое пятно существующих вокруг нас производственных отношений, характерных для состоявшегося в России капитализма. Разве заботились в начале XX века в России и других, даже самых «передовых» государствах, на капиталистических производствах о здоровье трудящихся, работающих с вредными веществами?! Нет, прибыль важнее. Разве нужно было 20 лет назад заботиться о соблюдении Устава ВМФ и норм эксплуатации боевого судна, тем более – проводить объективное расследование аварии, когда на кону – собственные звания и тёплые места при власти, при капиталистической кормушке?! Конечно – нет. Разве будет кто-то стремиться соблюдать требования противопожарной безопасности, когда главное – прибыль и личное обогащение?! Конечно же, нет! Разве можно, даже вопреки правилам, отказаться сэкономить на плановом ремонте техники, работающей в экстремальных условиях?! Конечно, нет! Буржуазная идеология, ориентирующая исключительно на личное благо и извлечение прибыли, ставящая своей целью максимальное обогащение, определяет поведение должностных лиц, владельцев недвижимости, бизнесов. Она не может задавать как отдельным личностям, так и обществу в целом какие-то другие схемы поведения.

Вечная память экипажу атомного крейсера “Курск”, погибшему при исполнении своего воинского долга. Соболезнования родным и близким. И горе нам — всем трудящимся, потому что тогда эта трагедия стала, всего лишь, рутиной в бесконечной череде, и затухнуть эта тенденция может только с исчезновением причины её породившей.