ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕВОЛЮЦИОННОМ КОМИТЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КИРГИЗСКИМ КРАЕМ
§ 1. Впредь до созыва всеобщего киргизского съезда, который созывается в возможно непродолжительном времени, и объявления автономии Киргизского края учреждается для управления этим краем Революционный комитет, в котором сосредоточивается высшее военно-гражданское управление краем.
§ 2. Ревком состоит из 7 членов, назначаемых центральной властью Российской республики, с правом кооптации активных работников среди населения с правом члена Ревкома.
§ 3. До определения территории Киргизского края соглашением Туркестанской республики, Киргизского съезда и центральной Советской власти в ведение Ревкома входят киргизская территория Астраханской губ. и области: Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская.
§ 4. Ревкому непосредственно подчиняются все местные советские объединения и исполкомы с правом Ревкома реконструировать таковые.
§ 5. С организацией Ревкома переходит в его ведение в качестве отдела учреждений киргизский военный комиссариат, подчиняющийся в военно-оперативных отношениях непосредственно Главному всероссийскому штабу и действующий согласно положению о нем, утвержденному Реввоенсоветом Республики 3 апреля 1919 года.
С организацией Ревкома упраздняются учрежденный при Комиссариате национальностей Киргизский отдел по национальным делам, а также организованная в Букеевской орде Комиссия по созыву всеобщего съезда Киргизского края. Взамен их учреждаются Революционным комитетом: а) представительство Киргизского края из 3 лиц: председателя и двух его товарищей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и б) отдел при Ревкоме по организации на местах Советской власти и по созыву всеобщего съезда Киргизского края.
§ 6. Революционный комитет имеет целью: а) объединение и организацию всей советской деятельности в пределах Киргизского края, б) проведение в жизнь всех постановлений центральной Советской власти в соответствии быту, обычаю и условиям местного населения, в) контроль над деятельностью местных Советов, г) принятие всех мер к поднятию Киргизского края в хозяйственном и культурном отношениях, д) разрешение всех возникающих вопросов, имеющих чисто местное значение, е) составление проекта положения о киргизской автономии для представления на утверждение всеобщего съезда и ж) урегулирование отношений между Киргизским краем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Туркестанской советской республикой.
§ 7. Ревком имеет право отменять решения уездных, областных, губернских, волостных и сельских Советов, сообщая о важнейших случаях центральной Советской власти.
§ 8. В тех уездах, где население состоит из русских и киргиз, уездные Советы и их исполкомы делятся на две секции: русскую и киргизскую, где председательствует председатель Совета или исполкома или его заместитель. Дела, касающиеся исключительно русского населения, разрешаются русской секцией. Дела же, касающиеся киргиз и русских, а также других национальностей, а равно и дела, имеющие общее значение, разрешаются соединенным заседанием обеих секций.
Примечание. В тех местах, где русское и киргизское население согласится на совместное решение всех дел, деления на секции необязательны.
§ 9. Впредь до созыва всеобщего киргизского съезда и последующего землеустройства занимаемые русским населением земельные территории остаются в его пользовании и распределяются между ними сельскими, волостными и уездными русскими секциями на основании действующего в Российской Советской Республике закона. Занимаемые киргизским населением земельные территории, в том числе и обмежеванные для переселения участки, еще не заселенные переселенцами, но фактически находящиеся в пользовании киргиз, остаются в пользовании киргизского населения и распределяются аульными волостными съездами Советов и киргизским уездным отделением исполкомов согласно обычаю и быту жизни киргизского народа.
§ 10. В аульные Советы депутатов в киргизских волостях избираются явившимся на съезд наличным составом избирателей на основе пропорционального представительства депутаты по расчету 1 депутат на каждые 50 человек населения, а в волостные съезды Советов избираются представители от аульных Советов киргизской волости по расчету 1 депутат на каждые пять членов аульного Совета. Число членов аульных и волостных исполкомов не должно превышать трех: председателя, заместителя и секретаря.
§ 11. Избирательным правом в киргизских аулах и волостях пользуются все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, которые приписаны к данному аулу, и те неприписан-ные, которые имеют постоянное жительство в данном ауле или живут более одного года, за исключением торговцев-спекулянтов, эксплуатирующих киргизский народ, и активных агентов старого режима, зарекомендовавшихся ревностными проводниками его политики.
§ 12. Установление сроков для полномочий выборных советских органов определяется киргизским съездом. Если созыв киргизского съезда затянется на более долгое время, срок полномочий определяется Киргизским ревкомом совместно с наркомом национальностей. В случае заявления со стороны не менее половины избирателей депутаты на аульные, волостные и уездные съезды могут быть переизбраны и раньше истечения установленных сроков.
§ 13. Земельные дела между киргизами оканчиваются путем миролюбивого соглашения заинтересованных сторон. Неоконченные этим путем дела разбираются и разрешаются: дела между отдельными лицами в одном ауле — аульным съездом депутатов, и дела между аулами в одной волости — волостным съездом Советов. Земельные дела между волостями, указание и закрытие кочевых путей, отвод зимовочных угодий под летовочные и лето-вочных под зимовые и под хлебопашество, а также и вопросы о порядках пользования зимовыми, летовочными и покосными угодьями разрешаются в земельном отделе уездного исполкома, который состоит из заведующего отделом, заместителя его и из представителей по одному из каждой волости, избираемых волостными съездами Советов. Представители эти созываются в определенные сроки по мере надобности в них. Решения аульного Совета депутатов могут быть обжалованы в волостной съезд Советов, а решения последних — в земельный отдел уездного исполкома.
§ 14. Все тяжебные дела между киргизами разрешаются по месту жительства ответчика при аульных и волостных председателях исполкомов третейским судом. Решения третейского суда окончательно могут быть обжалованы в кассационном порядке в киргизский отдел уездного1 народного суда. Уездный народный суд в порядке юридического надзора имеет право отменятьприговор третейских судов и передавать их вновь на рассмотрение третейского суда в другом составе.
§ 15. Ведению и разрешению киргизского отдела уездного суда подлежат все без исключения уголовные и гражданские дела, возникающие между киргизами, за исключением дел, подлежащих разрешению революционного трибунала. Киргизский отдел уездного суда состоит из одного постоянного народного судьи и двух очередных заседателей, избираемых уездным съездом Советов. Дела между киргизами разрешаются народным судом по существу дела по обычному праву. Дела, подлежащие уездному суду, могут быть разрешаемы до суда третейским судом с занесением решения в третейскую запись при уездном суде. По делам, требующим предварительного следствия, как-то: грабеж, убийство, и проч., учреждается при уездном суде следственная комиссия.
§ 16. Уголовные и гражданские дела, в которых участвуют киргизы, русские и прочие народности, разрешаются в соединенных заседаниях отделов (русского и киргизского) уездного суда. На решение уездных судов допускаются кассационные жалобы в окружной народный суд, учреждаемый при Ревкоме Киргизского края, согласно декрету о суде с двумя отделениями (русским и киргизским).
Примечание. В тех местностях, население которых состоит преимущественно из одной нации, уездный суд не делится на отделения и дела решаются с участием заседателей от заинтересованных наций в равном количестве.
§ 17. Киргизское население облагается общегосударственным прогрессивным поимущественным покибиточным налогом по числу кибиток последнего исчисления. Налог этот распределяется по благосостоянию: между волостями — уездным исполкомом, между аулами — волостными съездами и между отдельными хозяйствами— аульными Советами депутатов.
Размер налогов устанавливается Ревкомом.
§ 18. Организация воинских частей, содержание Ревкома, окружного и уездных судов, уездных исполкомов, народной милиции, уездных земельных отделов, почтовых учреждений, трактов, казначейств, народное образование, народные хозяйства и социальное обеспечение 1 2 относятся на общегосударственные средства. Содержание волостных, аульных и сельских исполкомов относится на местные средства, устанавливаемые волостными, аульными и сельскими Советами.
§ 19. Киргизское население привлекается к отбыванию воинской обязанности на общих основаниях.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь
Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
10 июля 1919 г.
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971
На заседании СНК 12 июня был обсужден проект постановления об образовании комиссии «для выработки положения о временном управлении Киргизским краем», внесенный Народным комиссариатом по делам национальностей; было поручено последнему образовать комиссию из находящихся в Москве представителей киргизского народа. Реввоенсовета Республики, Народных комиссариатов внутренних дел, по делам национальностей и иностранных дел для разработки «вопроса об отношении киргизских советских учреждений с таковыми в Туркестане и России» и «некоторых вопросов военной организации». На заседании СНК 10 июля положение было утверждено.