Постановление Совета Обороны о снабжении железных дорог топливом (11 июля 1919 года).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ

Пункты, по которым достигнуто междуведомственное соглашение.

1) Предложить Главконефти по согласовании с Главтопом передать незамедлительно Рязано-Уральской железной дороге для нужд Заволжской линии и восточного участка дорог 300 000 пудов нефти из имеющихся в Астрахани запасов, подав их частью в баржах в Бузан, и 500 000 пудов керосина из запасов, имеющихся в Саратове, для израсходования в виде дистиллата до получениядорогой сплавных дров.

2) Разрешить применительно к декрету от 27 декабря пр. года беспрепятственный вывоз из леса ранее заготовленных, но не взятых на учет дров, причем таковые имеют поступить в распоряжение государственных органов.

3) Предложить Главтопу по соглашению с Главлескомом передать дорогам не позднее 1 августа с. г. на станциях 250 000 куб. сажен дров, производя сдачу еженедельно, обязав Главтоп представить
в Совет Обороны в семидневный срок мероприятия и план передачи с содержанием отдельных количеств и пунктов сдачи дров.

4) Предложить Главлескому по соглашению с Главтопом и Главодом передать для Московско-Курской, Московско-Казанской, Самаро-Златоустовской, Сызрано-Вяземской и РязаноУральской железных дорог сплавом по реке Волге назначенных в распоряжение Народного комиссариата путей сообщения
66 000 куб. сажен дров, в том числе 50 000 куб. сажен, заготовленных Рязано-Уральской дорогой,— на пристанях: Нижний, Казань, Самара, Сызрань, Батраки, Саратов или Камышин.

5) Для распределения сплавных дров между Наркомпутем, Главодом и другими потребителями на сплав назначить комиссию в составе из представителей Главлескома, Главода, Наркомпути под непосредственным руководством особоуполномоченного Совета Обороны, назначаемого по представлению Главтопа, который
должен свои распоряжения согласовать с заинтересованными центральными учреждениями. Предложить особоуполномоченному принять чрезвычайные меры к беспрепятственной доставке для железных дорог 66000 куб. сажен дров не позднее 1 августа, а также и возможных к передаче Народному комиссариату путей сообщения дров на указанные выше пристани.

6) Организовать в особо срочном порядке доставку для приволжских дорог из Рыбинска, Ярославля и Нижнего водным путем 150 000 куб. сажен дров, принадлежащих железным дорогам, с расчетом выполнения задания до 1 октября приблизительно равномерными ежемесячными партиями в пункты по указанию Цутопа, для чего: а) предложить Главоду указанную перевозку обеспечить существующим тоннажем, б) предложить Народному комиссариату путей сообщения погрузку и разгрузку производить
его средствами и распоряжением, в) предложить Наркомпроду сдать Народному комиссариату путей сообщения (Цутопу) для погрузочных и разгрузочных работ 35 000 пудов хлеба и мануфактуру
из расчета указанного в настоящем пункте количества дров, г) предложить Главоду в срочном порядке по соглашению с Народным комиссариатом путей сообщения (Цутопом) подавать к пристаням отправления суда, д) расходы по осуществлению сплава 150 000 куб. сажен дров разрешить Народному комиссариату
путей сообщения (Цутопу) временно произвести из отпускаемых Главлескомом Цутопу средств на лесозаготовительные операции.

7) Обязать Главтоп предоставить для нужд приволжских железных дорог не позднее 1 октября в распоряжение Народного комиссариата путей сообщения 50 000 куб. сажен сплавных с Мариинской системы дров.

8) Предложить Главлескому предоставить Народному комиссариату путей сообщения (Цутопу) в срок не позднее 20 июля с. г. сверх назначенных уже 155 000 десятин еще 50 000 десятин в глубине и прилегающих к 10-верстной полосе по обе стороны от железнодорожного пути в тех местах, где находятся крупные,
пригодные для механизации массивы, с зачетом этой площади в счет общего потребного для лесозаготовок Народного комиссариата путей сообщения (Цутопа) количества 250 000 десятин.

Независимо от сего, учитывая, что на некоторых дорогах не представляется возможным отвести площадь в достаточном количестве, сообразуясь с установленными сроками лесосек, разрешить Народному комиссариату путей сообщения по соглашению в каждом отдельном случае с Главлескомом и Центролесотделом производить сплошную вырубку в пределах до 1 версты с обеих сторон линий железных дорог в размере не более ’/з древесного запаса. Такая исключительная мера должна быть проведена
на всех дорогах, где критическое положение с топливом является наиболее угрожающим, или на дорогах, к последним прилежащих.

9) Для обеспечения разработки Народным комиссариатом путей сообщения применения механизации вывоза топлива и лесных материалов: а) предложить Народному комиссариату путей сообщения принять все меры для сооружения новых и усиления эксплуатации существующих лесовозных узкоколейных и ширококолейных путей, б) вменить в обязанность междуведомственному совещанию по распределению рельс предоставить преимущественное пред всеми прочими, исключая Военное ведомство, учреждениями на получение предметов для лесовозных путей Народного комиссариата путей сообщения и в) применительно к декрету от 23 января с. г. разрешить Народному комиссариату путей сообщения по соглашению с Главлескомом самостоятельную закупку за наличный расчет без ограничения суммы
инструмента, инвентаря, материалов и предметов оборудования в количестве, недополученном от годовой потребности от этих главков и центров.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин).

Член Совета Обороны.

Секретарь Совета Обороны.

Москва, Кремль.

11 июля 1919 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том V. 1 АПРЕЛЯ — 31 ИЮЛЯ 1919 г.1919. М.: издательство политической литературы, 1971


25 июня Совет Обороны, обсудив доклад Народного комиссариата путей сообщения о создании комиссии для выработки мер по снабжению железных дорог топливом, поручил докладчикам создать комиссию из представителей Народных комиссариатов путей сообщения, продовольствия, по военным делам и Главного лесного комитета, которую обязал представить доклад через неделю. На заседании Совета Обороны 2 июля было решено проект постановления передать в комиссию из представителей Народного комисса риата путей сообщения, ВСНХ и ВЦСПС «для немедленного рассмотрения»; В. И. Ленину было поручено подписать от имени Совета Обороны пункты, «по которым будет достигнуто соглашение», по остальным пунктам комиссии
было поручено «внести в 2-х дневный срок письменную формулировку в Совет Обороны». 9 июля Совет Обороны, обсудив доклад комиссии, обязал ее «завтра же представить на подпись т. Ленину от имени Совета Обороны» текст тех пунктов проекта, по которым было достигнуто соглашение; по пункту об отпуске продовольствия и других продуктов рабочим, занятым на заготовке дров, в случае отсутствия соглашения Г. И. Ломову и А. И. Рыкову было поручено «представить свой контрпроект». 11 июля Совет Обороны утвердил 9 пунктов проекта постановления, принятых единогласно комиссией, разрабатывавшей его. ВСНХ, Народным комиссариатам путей сообщения и продовольствия было поручено к 15 июля составить проект письменного соглашения о мерах Народного комиссариата продовольствия по обеспечению продовольствием и товарами рабочих, занятых на заготовке леса; Главлескому и Главоду было поручено к 16 июля представить в Совет
Обороны «данные о состоянии сплава дров по 10 июля», а к 20 июля — «доклад о случаях утраты дров вследствие несвоевременной приемки и невыгрузки их железными дорогами и о результатах расследования случаев (неправильных действий железнодорожных агентов»; кроме того, было постановлено обязать впредь «каждое ведомство, имеющее претензию к другому, немедленно оповещать об этом данное ведомство».